Интересный форум про Азербайджана, об Азербайджанцев, Видео уроки азербайджанского языка для русских, словари, отношения азербайджанцев русским, о любви, о браке, история


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

---MİNGƏÇEVİRLİ---
---MİNGƏÇEVİRLİ---
Новруз байрамы в Баку - ФОТОРЕПОРТАЖ (19.03.2011 16:52)

Новруз байрамы в Азербайджане 6540369300449

Новруз байрамы в Азербайджане 6168969300449

Новруз байрамы в Азербайджане 5040069300449

Новруз байрамы в Азербайджане 5155769300449

Новруз байрамы в Азербайджане 5905069300449

Новруз байрамы в Азербайджане 2547169300449

Новруз байрамы в Азербайджане 2772869300449

Новруз байрамы в Азербайджане 1543169300449

Новруз байрамы в Азербайджане 6358169300449

Новруз байрамы в Азербайджане 4991469300449

Новруз байрамы в Азербайджане 4531869300449

Новруз байрамы в Азербайджане 6434869300449

Новруз байрамы в Азербайджане 2007269300449

Новруз байрамы в Азербайджане 3663969300449

Новруз байрамы в Азербайджане 2141469300449

Новруз байрамы в Азербайджане 5522169300449

Новруз байрамы в Азербайджане 4730169300449

Новруз байрамы в Азербайджане 4499369300449

Новруз байрамы в Азербайджане 3694569300449

Новруз байрамы в Азербайджане 3186769300449

Новруз байрамы в Азербайджане 3416069300449

Новруз байрамы в Азербайджане 3598469300449

Новруз байрамы в Азербайджане 3149569300449

Новруз байрамы в Азербайджане 2747269300449

Новруз байрамы в Азербайджане 1230869300449

Новруз байрамы в Азербайджане 3589169300449

Новруз байрамы в Азербайджане 2573869300449

Новруз байрамы в Азербайджане 2391369300449

Новруз байрамы в Азербайджане 4966569300449

Sabina
Sabina
Yoldan keçən
Как символы обозначают возрождение мира в пору наступления Новруза?

Народные любимцы, персонажи Новрузовского ритуального театрализованного представления Коса, Плешивый (Кечал) и коза. На первый взгляд все очень просто и предельно ясно - зло побеждает добро. По сути именно этот смысл и вложили создатели этой традиции.

А детально каждый элемент, каждая составная часть -это проявление целого комплекса знаний об окружающей среде, окружающем мире, вселенной. Сюжет довольно простой – Коса, олицетворение злых сил, пытается обмануть Козу, символа весны, прибегая к помощи Плешивого, также являющегося символическим обозначением негативных сил.

Во многих культурах, в том числе и в азербайджанской, плешивость, старость, невзрачность принадлежат к ряду признаков злых, отрицательных, враждебных человеку сил. Потому и Коса невзрачен, носит редеющую бородку, оттого и помощником ему приходится Плешивый, всячески старающийся помочь хитрому товарищу.

Коза - символическое обозначение весны, новой жизни, добра, молодости в противовес своим соперникам. В большинстве культур, так же, как и в азербайджанской, коза - тесно связанный с плодородием, обилием образ, он обозначает Средний мир, то есть наш мир, мир земной в целой картине всего мироздания, если следовать мифологии.

Таким образом, в борьбе с Косой и Плешивым Коза выступает как символ жизни, новой жизни, за которой народная традиция закрепила победу. Зло, в лице Косы, Плешивого пытается вернуть, так сказать, бразды правления, не желая уступать свое место Весне. Эта борьба есть проявление борьбы между жизнью и смертью, между новым и старым. Не оттого ли самые последние дни перед праздником нередко проходят в частой смене погоды- то холодный ветер и даже снегопад, то солнышко начинает пригревать и во всем уже весна, весеннее настроение?

Ритуальный обряд Кос-Коса как раз и есть повествование борьбы двух полюсов, столкновения двух противоположностей, рождения через смерть. Последнее отображается во временной победе Косы, сумевшего обмануть Козу. Но преждевременное ликование заканчивается возвращением Козы и полным крахом всех надежд Косы и его помощника. А по сути – полным отступлением зимы, старого года, смерти перед весной, обновлением, новой жизнью. Народная любовь к Козе, как к символу Новой жизни проявляется в поддержке, оказываемой Козе во время представления.

Народная мудрость запечатлела в себе представления о жизни через смерть (не так просто возродиться для новой жизни, не поборов смерть). Не потому ли во многих частях мира народная традиция изобилует мифами, сказаниями о наступлении смерти для появления в новом обличье либо для возрождения? Не оттого ли сжигают чучело у некоторых народов Европы, олицетворяющее старый год( вновь уничтожение, смерть)?

Если верить скандинавским мифам, именно смерть первого антропоморфного существа привела к тому, что возникла вселенная. Плоть убитого врагами скандинавского первопредка – антропоморфного великана Имира стало землей, кости- горами, его череп- небом, кровь- морем. Древние донесли до нас знания об окружающем мире, который, по их мнению возник в результате борьбы противоположных стихий и сил, схваток богов, героев и чудовищ.

Сама Вселенная, прежде чем приобрести современный облик, не раз разрушалась и вновь возникала из небытия. Так повествуют мифы. Суша и вода в постоянной борьбе за пространство, за место обитания, тьма и свет, пытающиеся превзойти друг - друга в смертельной схватке - вот один из самых популярных, распространенных сюжетов, на основе которых возникло большое количество мифов, преданий, сказаний, сказок.

Два барана (один -черный, другой- белый) азербайджанской народной сказки, упершиеся рогами, пытающиеся сломить друг-друга, как нельзя лучше олицетворяют борьбу двух противоположных друг-другу сил.

Герой сказки, не удержавшись на спине белого барана, перекидывается им на спину черного, который уносит его в мир тьмы, где грусть, тоска, беды людские, жизнь в темных красках и пр. особенности говорят о том, что герой попал в мир тьмы. Но в сказках, как правило, все заканчивается победой положительных сил, положительных героев, их возвращением в мир света, в жизнь. Возможно, что и их прохождение через все эти муки ада (то есть преодоление всех трудностей в мире тьмы) и наступающее за этим возвращение в мир света и есть возрождение, обновление.

И вновь о Новрузе. Новруз символизирует переход от холода к теплу, от прошлого к будущему, знаменует собой начало нового сельскохозяйственного сезона. Наступает пора сельскохозяйственных работ, время посева. Начинаются приготовления к земледельческим работам, извлекают пшеницу из зернохранилищ, предназначенную для посева, люди делятся с бедняками своими праздничными приготовлениями. Добрососедство, участливость, взаимопомощь, присущие азербайджанскому народу, проявляются и в таком обычае, как преподношение семени (проросшая пшеница), сюнбюль хончасы (угощения, собранные на поднос) семьям, не празднующим Новруз по причине пребывания в трауре.

В веселой песенке, исполняемой при этом, говорится о том, насколько дороги человеку колосья, о том , каким богатством они являются для человека.
..........................................
İnsanlara gərəyəm,
Bərəkətəm, çörəyəm,
Yolçular yoldaşıyam,
Oğuzun qardaşıyam.

.......................................
Mən xeyirli sünbüləm,
Mən sehirli sünbüləm.


(Дословно: я (колос) нужен людям, я- хлеб, путнику товарищ, брат Огуза, я- колос, приносящий пользу, я- волшебный колос)

У всех народов, празднующих Новруз, имеются свои , отличающие их культуру от другой, обычаи, традиции, связанные с Новрузом. Если Новруз -это праздник обновления, возрождения, новой жизни, то и выращивание растений в преддверии Новруза есть символ этой идеи, также как и символ плодородия, благополучия.

Приготовление к Новрузу включает в себя выращивание разнообразных растений- кто-то выращивает плющ, кто-то -розовые кусты. Азербайджанцы традиционно выращивают солод (семени), чтобы повязанная красной ленточкой зелень украсила праздничный стол. Как бережно лелеют люди зеленое украшение праздничного стола, приговаривая: «Семени, береги меня, буду растить тебя ежегодно» ( Səməni , saxla məni, ildə cücərdərəm səni!)!

Каждые из предноврузовских вторников были символами определенной стихии. Последний вторник уходящего года- самый насыщенный обрядами, обычаями день, самый широко отмечаемый среди всех остальных вторников предноврузовского периода. Именно в этот день принято разжигать костры, через которые традиционно прыгали с целью очищения от невзгод, бед, болезней, от всего враждебного человеку.

Сам по себе огонь- священная стихия, культ которой был распространен среди многих народов мира. Наши предки огнепоклонники считали его священным, верили в его могущественную силу.

Ağırlığım, uğurluğum
Bu tonqala tökülsün.


( Дословно: Пусть все мои невзгоды перейдут на этот костер) -пели люди, прыгающие через яркие языки пламени. У ряда народов, отмечающих Новруз, через костры принято было также проводить скотину с той же целью очищения.

Один из предноврузовских праздников был связан с оживлением воды. Так и назывался – вторник на воде (su çərşənbəsi) . Так же, как и огонь, вода , в понимании древних, обладала великой очистительной силой ( речь не столько о гигиенической чистоте, сколько о духовной, моральной). С самого утра в праздничный день люди шли к источнику (к проточной воде) и перепрыгивая через него , таким образом, проходили очищение. Умывшись , люди приносили немного воды к себе в дом. Побрызгав дома принесенной водой, таким образом заботились и о домашнем очаге, о его благополучии, прочности, обеспечивая его всеми благами на весь следующий год. Очищение водой было так же и очищением от грехов.

Sel çapar, su çapar,
Bir günah işlətdim,
Gəl onu tut apar,
Sel qopar, su qopar
Gəl apar, gəl apar


(Унеси вода мои грехи,
Приди, унеси).

Уносит с собой уходящий, отживший свое, старый год, все невзгоды, болезни, тяжести людей. Ведь встречая Новый год люди возлагают на него большие надежды- в их представлениях Новруз должен претворить в жизнь их самые светлые, самые лучшие мечты! Праздник весны, к которому люди готовились задолго до наступления заветного дня, не может обмануть их надежд, во всяком случае в их ожиданиях.

Новруз - праздник жизни, победа жизни, ее торжество. Истосковавшиеся от лютого холода зимы люди с нетерпением ждали прихода весны, и празднование Новруза явилось истинно народным праздником, возникшим задолго до появления Ислама.

Еще со времен советской власти этот праздник преподносился как религиозный, а потому и не особо поощряемый, даже запретный. Но это не лишило его народной любви и преданности традициям, которые соблюдались всеми- от мала до велика. Каким же близким и родным нам кажется простой обряд выращивания проросшей пшеницы (семени), обычай перепрыгивания 7 раз через костер (как символ очищения) или через семь костров!

Современность с ее ускоренным ритмом жизни не всегда позволяет придерживаться всех традиций вплоть до мельчайших подробностей. Так, к примеру, семени стало, грубо говоря, товаром, который можно запросто приобрести в самый день праздника на рынке.

Время меняется, меняются обычаи, некоторые традиции исчезают, некоторые меняются, а в некоторых случаях формируются новые. Если всего лишь каких-то 15-20 лет назад коллективное участие в предпраздничных приготовлениях было неотъемлемой частью нашей жизни, то на сегодняшний день эта традиция все больше становится частью нашего исторического прошлого. Не так много найдется людей, собственноручно выращивающих семени, еще меньше – собирающихся вместе при выпечке новрузовских сладостей. А как часто Вы в последнее время слышали об обряде приветствия солнца?

Так ли много найдется на сегодняшний день девушек, гадающих на праздник на кольцах, бусах, булавочках, обуви, зеркале и т.п.? Таков закон жизни, закон развития.

Во всем свои плюсы и минусы. Мы становимся свидетелями новых культурных изобретений, вместе с ними приобретаем новые возможности, наша жизнь обогащается культурными новшествами. Но мы стараемся сочетать все это с нашим культурным наследством, которое мы получили от наших предков.

Конечно же, по сей день соблюдаются многочисленные традиции, доставшиеся нам в наследство от нашего исторического прошлого. Благодаря культурной традиции, передаваемой из поколения в поколение, мы сохранили многие обычаи, обряды, связанные с Новрузом. Да, не всегда и не везде мы полностью придерживаемся их, разве только в сельской среде, которая по сути является средоточием нашей культурной целостности. Ведь именно в деревенской местности культурные традиции определяют образ жизни людей, именно на селе сохраняются и живут древние обычаи, именно периферия в противовес урбанизированному обществу являет собою культурный облик любого народа.

Но даже несмотря на глобализацию, модернизацию, стандартизацию, мы стараемся сохранить нашу культурную традицию. Нельзя сказать, что мы полностью отошли от традиционных Новрузовских празднований. Немало того, что безвозвратно кануло в лету, но и немало того, что мы сохранили и что и поныне актуально для нас. Яркие персонажи ритуальных обрядов Коса, Плешивый все еще популярны в народе. Мы все еще зажигаем костры в канун праздника, все еще накрываем столы, придерживаясь праздничных обычаев, все еще подслушиваем у дверей (согласно традиционному гаданию) , надеясь услышать добрые слова.

Коса и Кечал
Новруз байрамы в Азербайджане 1230869300449 Новруз байрамы в Азербайджане 3589169300449

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения