Интересный форум про Азербайджана, об Азербайджанцев, Видео уроки азербайджанского языка для русских, словари, отношения азербайджанцев русским, о любви, о браке, история


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Sabina
Sabina
Yoldan keçən
ТАР - азербайджанский национальный струнный инструмент

Азербайджанские музыкальные инструменты J474741_1237782439

Тар всегда был одним из ведущих инструментов в музыке Азербайджана...

Азербайджанские музыкальные инструменты J474741_1237780246

С середины 14-15 веков на Ближнем Востоке, Азербайджане, Иране, Дагестане, Ираке, Турции, Армении в народном исскустве занимал своеобразное место тар. Он не был так распространен как начиная с конца 18 начала 19 веков, после того как его реконструировал великий, талантливый Азербайджанский тарзен (исполнитель тара) Садыхджан (Мирза Садыг Асад оглы), которого также прозвали "Отец тара".
В те далекие времена, на территории Азербайджана тар использовался в основном на приёмах у богатых и знатных людей в Карабахе, а в Шемахе только у Махмуд Ага был свой отдельный ансамбль в котором также был тар, которому было выделено особое место

Азербайджанские музыкальные инструменты J474741_1237780502

Тар в переводе с персидского означает - струна. Тар - выдалбливается из дерева. У тара, как можно заметить на иллюстрациях, корпус состоит из двух чаш (в основном сделанных из тутового дерева), затянутых мембраной из животного пузыря или рыбьей кожи, длинную шейку и головку обычно делают из орехового дерева. На грифе тара — 22 основных навязных лада и 2-3 дополнительных камышовых, наклеенных у корпуса. Находящимися в специальном желобке шейки, основные лады фиксируются вставными деревянными колышками.

Азербайджанские музыкальные инструменты J474741_1237780275
Меджнун Тар, украшенный резьбой Работа М. Керимова. Баку. 1987.

Старинный тар состоящий из 4-6 струн имеющий 19 ступенный звукозаряд у которого были мелкие интервалы менее полутона. Разновидностями тара являются инструменты: дутар (двухструнный), сетар (трехструнный), чахартар (четырехструнный), пянджтар (пятиструнный) и шештар (шестиструнный).
В конце 18 века, Садыхджан реконструировал тар, увеличив число струн до 11. Также он внес значительное изменение в исполнение тара. Раньше тар имел больший размер и поэтому его держали на коленях и играли в полусгорбленном состянии, а Садыхджан перевел игру на таре с колен на грудь. Тар прижимается к груди правой рукой, а левой держат аккорды. Со времен изменения Садыхджана, в таре практически ничего не изменилось. Благодаря Садыхджану, тар стал использоватся широкомасштабно как среди богатых так и среди простолюдья.

Азербайджанские музыкальные инструменты J474741_1237780563

Однажды далеко за полночь на меджлисе в караван-сарае Гарабека, Садыхджан прижав тар к груди, начал играть "Карабах шикесте", а Джаббар Гарягдыоглы стал вдохновенно петь. Проснувшиеся горожане поднимались на крыши домов и с воcxищением слушали необыкновенный голос. Люди начали стекаться к караван-сараю Гарабека. Туда прибыл и обеспокоенный полицейский начальник с казаками. Как ни старались казаки, они не могли разогнать народ. Наконец Джаббар закончил "Шикесте", и люди убедившись, что он больше не будет петь, разошлись по домам. (оффтоп: Хочю добавить, когда Джаббар Гарягдыоглы в городе Шуша давал азан(призыв на утреннюю молитву) его слышно было в Агдаме. Расстояние между городами более 30км.)

Азербайджанские музыкальные инструменты J474741_1237780295
Сядяф Тар, инкрустированный-перламутром

Развитию тара ещё больше помог выдающийся композитор Узеир бек Гаджибейли, который в 1931 году использовал тар в первой опере на Востоке "Лейли и Меджнун", автором которой был он сам (автором письменного произведения "Лейли и Меджнун" был великий писатель Азербайджана Низами Гянджяви). Также Узеир бек Гаджибейли был первым кто систематизировал и создал полный комплект нот в письменном виде.

Азербайджанские музыкальные инструменты J474741_1237780723th
Ширазский тар Работа Р. Мамедова. Баку. 1994.

Узеир бек Гаджибейли, ссылаясь на возможности виртуозного исполнительства и акустические свойства тара, писал: "Среди музыкальных инструментов самым ценным, важным является тар, дающий восточному музыкальному образованию большую широту".

Низами Гянджяви в своей поэме "Искендернаме" посвятил тару такие строки:
Певец, хотя б одну лишь ночь еще сыграй на таре
И принеси мне избавление от мук, что жизнь мне дарит.

На сегодняшний день, тар поддается следующему описанию:
Струны тара делятся на три группы:
1. Белая, желтая и толстая парные струны.
2. Толстая одинарная струна, используемая только при исполнении мугамов.
3. Две парные звонкие, тонкие струны.

Тар во время игры держат у груди в горизонтальном положении, прижимая его корпус к груди кистью правой руки, при этом плектр, зажатый между большим и указательным пальцами той же руки, приводит струны в колебание. В левой же руке, гриф зажат между большим и указательным пальцами, одновременно с чем указательный, средний и безымянный пальцы, прижимая струны к различным ладам, обеспечивают звучание.

Во время исполнения технические и художественные возможности тара реализуются посредством трелей и различных приемов плектрного удара. В практике современного исполнительства на таре сложилась целая система исполнительских штрихов, в их числе, "уст - мизраб" (удар плектром сверху), "алт-мизраб" (удар снизу), "уст - алт мизраб" (удар сверху - снизу), "алт - уст мизраб" (удар снизу - сверху), "рух мизраб" (удар справа -слева), "сантур мизраб" (удар сверху - снизу - сверху), а также дополнительные штрихи и приемы как "лал бармаг" (удар пальцем по струне), "дартма сим" (вибрато) и "сюрюшдюрма бармаг" (глиссандо).

Исполнитель, ударяя плектром по струне и при этом прижимая тар к груди, может добиться эффекта долго звучащего вибрирующего звука; получаемая таким образом пауза называется "хум".
Музыкальные партии для тара записываются в меццо-сопрановом ключе "до". Хроматический звукоряд тара включает 2,5 октавы. Диапазон инструмента охватывает звуки от "до" малой октавы до "соль" второй октавы, но при игре можно также взять звуки "ля" и "ля бемоль".

Азербайджанские музыкальные инструменты J474741_1237780527
Тар-трость и саз-трость Государственный Музей Музыкальной Культуры Азербайджана.
Работа В. Зимова. 1930.


В годы правления Сталина (в 30-ые годы. Годы репрессии) было поставлены запреты на исполнение на национальных инструментах, особенно на тар и кяманча, которые были основными и единственными инструментами в тройке:

Тар, кяманча и ханенде (певец). Главную роль в тройке играл тар, так как он был ведущим. Но несмотря ни на какие угрозы и репресси Гурбан Пиримов продолжал исполнять национальные произведения на таре как открыто так и подпольно. Гурбан Пиримов стал третьим человек в истории сущетвования и процветания тара. Также Микайыл Мушфиг великий Азербайджанский поэт, которому в года репресси было 25 лет уже был прославлен на всю страну своими стихами. Таким образом стихотворение "Оху, тар" (Пой тар) навсегда оставил след тара в истории.
(оффтоп: За такого рода патриотические стихи, в 31 год своей тяжелой жизни Микайыл Мушфиг был обвинен в пантюркизме и панисламизме и был расстрелян.)

Спустя годы, национальные инструменты заняли своё былое место в культуре и фольклёре. Проводились всесоюзные фестивали. На такого рода фестивалях за исполнение тара первое место практически всегда занимали выходцы из Азербайджана (среди которых были представители других народов, но которые прошли Азербайджанскую школу и представляли интересы Азербайджана).

Хотелось бы отметить имена великих тарзенов (исполнителей современного тара, большинство которых были уроженцами Карабаха):

Садыхджан (Мирза Садыг Асад оглы)
Гурбан Пиримов
Алиага Кулиев
Ахмед Бакиханов
Узеир бей Гаджибейли
Гаджи Мяммядов
Агсан Дадашов

Бахрам Мансуров - на протяжении более 30 лет был художественным руководителем и первым таром в Азербайджанском Государсвенном театре Оперы и Балета имени Мирзы Фатали Ахундова.

Рамиз Кулиев - живой корифей, выдающийся исполнитель тара как соло так и в аккомпанименте. Рамиз Кулиев провел гастроли практически по всему миру, прославляя и возвышая имя Азербайджана передавая красоту и тонкость востока посредством струн, которые буквально плакали под касанием его пальцев. Даже не разбирающися в музыке человек не мог слушать его исполнение равнодушно. По сей день Рамиз Кулиев удивляет нас и весь остальной мир своим неповторимым испонением на таре_!!

Интересные факты:

Азербайджанские музыкальные инструменты J474741_1237780589
Марка СССР (1990, ЦФА № 6249).Источник: Приватная коллекция

К концу 80-х годов тар, а также другие национальные музыкальные инструменты Азербайджана были использованы как на конвертах, открытках, так же и на редких марках.

Азербайджанские музыкальные инструменты 31_k_1_a
Тар используется на национальной валюте Азербайджане, как нa бумажных купюрах, так же и на монетах.

Тар использует в своём творчестве российская группа Обморок и мама.

Автор статьи: Shoko_Bender
источник

Джаваншир Казымов. Тар. Подмосковные вечера


Азербайджанские музыкальные инструменты Mobile_phone Азербайджанские музыкальные инструменты Save

Sabina
Sabina
Yoldan keçən
ТУЛУМ (Tulum)

Азербайджанские музыкальные инструменты KC_Instruments_13

Кожаный духовой инструмент, некогда широко распространенный на территории таких регионов Азербайджана, как Карабах, Лачын, Газах, Товуз и Нахичевань. В настоящее время он встречается только на территории Нахичеванской Автономной Республики. Как и другие духовые инструменты тулум имеет очень древнее происхождение. Ученые относят время возникновения тулума к начальному периоду появления классового общества. Под различными названиями разновидности этого инструмента в настоящее время употребляются народами Кавказа, а также некоторыми народами на Западе. Тулум был особенно популярен у кочевых племен, занимавшихся скотоводством, главным образом, разведением овец. Из-за схожести его тембра с тембром зурны инструмент также называли "тулуг-зурна".

Азербайджанские музыкальные инструменты Tulum_tkan
Тулум с чехлом из ткани
А. Керимов. Западный Азербайджан Даралеиз. 1990.


Тулум изготавливается из козьей или бараньей шкуры, дубленной особым способом и размягченной. В цельной шкурке из четырех кожных отверстий два туго завязываются. Из двух оставшихся отверстий в одно вставляется камышовая или костяная трубка в виде затычки, через которую тулум заполняют воздух, а к другому отверстию прикрепляют две пары трубок (стволов), используемых для игры на инструменте. На этих стволах, имеющих в длину 260-280 мм, симметрично расположены 7 отверстий. Исполнитель, держа инструмент под левым локтем, слегка надавливает на его наполненный воздухом бурдюк, заставляя воздух проходить сквозь трубки; открывая и закрывая отверстия пальцами обеих рук, он получает звуки желаемой высоты.

Sabina
Sabina
Yoldan keçən
ДУМБЕК

Азербайджанские музыкальные инструменты 1258884200

Один из старинных ударных инструментов, широко распространённый в Азербайджане, более всего характерен для южной зоны.

Думбек, так же называемый дарбука, это арабский барабан, очень распространенный в Египте, Турции и других странах Ближнего Востока. Традиционно он изготавливался из глины, расписывался красками и покрывался мембраной из бычьей или верблюжьей шкуры. В наше время появились металлические думбеки с пластиковыми мембранами. По форме думбеки и дарбуки похожи на кубки, и имеют два отверстия. Верхнее отверстие закрывается мембраной. Различают «египетские» дарбуки (их и называют думбеками) и турецкие дарбуки. У думбека верхние края сглажены, что более удобно для начинающего исполнителя. У дарбука края более четкие — это позволяет выполнять более четкие щелчки, но тяжело для рук.

Азербайджанские музыкальные инструменты Dumbek_glina
Думбек глиняный
Личная коллекция Ф.Рагимова. Баку.


Он обладает своеобразным низким тембром и из него можно извлекать разнообразные звуковые оттенки. В настоящее время думбек используется во многих музыкальных коллективах. Общая высота инструмента - 350-400 мм, диаметр - 280 мм.

Играют на думбеке пальцами, но в некоторых странах существуют техники, комбинирующие игру ладонями и специальной палочкой. Эта техника широко применяются местными цыганами. Основных тонов два: низкий, получаемый от удара ближе к центру мембраны, и высокий, когда пальцы бьют по краю барабана. Несмотря на это, есть множество способов извлекать звуки, поэтому ритмы очень насыщены и богаты декоративными элементами, вроде щелчков или тремоло.

Азербайджанские музыкальные инструменты Dumbek

На Ближнем Востоке свидетельства существования барабанов кубкообразной формы встречаются ещё в XI веке до н. э.: на вавилонийском диске изображён высокий барабан на очень короткой основе. В Египте, в период Восемнадцатой династии (1550—1292 до н. э.), художником из Фив изображён барабан кубкообразной формы, и в Дейр-эль-Бахри есть также глиняная скульптура человека, играющего на таком инструменте. Эта уменьшенная форма барабана стала известна арабам, в культуру которых успешно и влилась.

Азербайджанские музыкальные инструменты Darb

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения