Тар всегда был одним из ведущих инструментов в музыке Азербайджана...
С середины 14-15 веков на Ближнем Востоке, Азербайджане, Иране, Дагестане, Ираке, Турции, Армении в народном исскустве занимал своеобразное место тар. Он не был так распространен как начиная с конца 18 начала 19 веков, после того как его реконструировал великий, талантливый Азербайджанский тарзен (исполнитель тара) Садыхджан (Мирза Садыг Асад оглы), которого также прозвали "Отец тара".
В те далекие времена, на территории Азербайджана тар использовался в основном на приёмах у богатых и знатных людей в Карабахе, а в Шемахе только у Махмуд Ага был свой отдельный ансамбль в котором также был тар, которому было выделено особое место
Тар в переводе с персидского означает - струна. Тар - выдалбливается из дерева. У тара, как можно заметить на иллюстрациях, корпус состоит из двух чаш (в основном сделанных из тутового дерева), затянутых мембраной из животного пузыря или рыбьей кожи, длинную шейку и головку обычно делают из орехового дерева. На грифе тара — 22 основных навязных лада и 2-3 дополнительных камышовых, наклеенных у корпуса. Находящимися в специальном желобке шейки, основные лады фиксируются вставными деревянными колышками.
Меджнун Тар, украшенный резьбой Работа М. Керимова. Баку. 1987.
Старинный тар состоящий из 4-6 струн имеющий 19 ступенный звукозаряд у которого были мелкие интервалы менее полутона. Разновидностями тара являются инструменты: дутар (двухструнный), сетар (трехструнный), чахартар (четырехструнный), пянджтар (пятиструнный) и шештар (шестиструнный).
В конце 18 века, Садыхджан реконструировал тар, увеличив число струн до 11. Также он внес значительное изменение в исполнение тара. Раньше тар имел больший размер и поэтому его держали на коленях и играли в полусгорбленном состянии, а Садыхджан перевел игру на таре с колен на грудь. Тар прижимается к груди правой рукой, а левой держат аккорды. Со времен изменения Садыхджана, в таре практически ничего не изменилось. Благодаря Садыхджану, тар стал использоватся широкомасштабно как среди богатых так и среди простолюдья.
Однажды далеко за полночь на меджлисе в караван-сарае Гарабека, Садыхджан прижав тар к груди, начал играть "Карабах шикесте", а Джаббар Гарягдыоглы стал вдохновенно петь. Проснувшиеся горожане поднимались на крыши домов и с воcxищением слушали необыкновенный голос. Люди начали стекаться к караван-сараю Гарабека. Туда прибыл и обеспокоенный полицейский начальник с казаками. Как ни старались казаки, они не могли разогнать народ. Наконец Джаббар закончил "Шикесте", и люди убедившись, что он больше не будет петь, разошлись по домам. (оффтоп: Хочю добавить, когда Джаббар Гарягдыоглы в городе Шуша давал азан(призыв на утреннюю молитву) его слышно было в Агдаме. Расстояние между городами более 30км.)
Сядяф Тар, инкрустированный-перламутром
Развитию тара ещё больше помог выдающийся композитор Узеир бек Гаджибейли, который в 1931 году использовал тар в первой опере на Востоке "Лейли и Меджнун", автором которой был он сам (автором письменного произведения "Лейли и Меджнун" был великий писатель Азербайджана Низами Гянджяви). Также Узеир бек Гаджибейли был первым кто систематизировал и создал полный комплект нот в письменном виде.
Ширазский тар Работа Р. Мамедова. Баку. 1994.
Узеир бек Гаджибейли, ссылаясь на возможности виртуозного исполнительства и акустические свойства тара, писал: "Среди музыкальных инструментов самым ценным, важным является тар, дающий восточному музыкальному образованию большую широту".
Низами Гянджяви в своей поэме "Искендернаме" посвятил тару такие строки:
Певец, хотя б одну лишь ночь еще сыграй на таре
И принеси мне избавление от мук, что жизнь мне дарит.
На сегодняшний день, тар поддается следующему описанию:
Струны тара делятся на три группы:
1. Белая, желтая и толстая парные струны.
2. Толстая одинарная струна, используемая только при исполнении мугамов.
3. Две парные звонкие, тонкие струны.
Тар во время игры держат у груди в горизонтальном положении, прижимая его корпус к груди кистью правой руки, при этом плектр, зажатый между большим и указательным пальцами той же руки, приводит струны в колебание. В левой же руке, гриф зажат между большим и указательным пальцами, одновременно с чем указательный, средний и безымянный пальцы, прижимая струны к различным ладам, обеспечивают звучание.
Во время исполнения технические и художественные возможности тара реализуются посредством трелей и различных приемов плектрного удара. В практике современного исполнительства на таре сложилась целая система исполнительских штрихов, в их числе, "уст - мизраб" (удар плектром сверху), "алт-мизраб" (удар снизу), "уст - алт мизраб" (удар сверху - снизу), "алт - уст мизраб" (удар снизу - сверху), "рух мизраб" (удар справа -слева), "сантур мизраб" (удар сверху - снизу - сверху), а также дополнительные штрихи и приемы как "лал бармаг" (удар пальцем по струне), "дартма сим" (вибрато) и "сюрюшдюрма бармаг" (глиссандо).
Исполнитель, ударяя плектром по струне и при этом прижимая тар к груди, может добиться эффекта долго звучащего вибрирующего звука; получаемая таким образом пауза называется "хум".
Музыкальные партии для тара записываются в меццо-сопрановом ключе "до". Хроматический звукоряд тара включает 2,5 октавы. Диапазон инструмента охватывает звуки от "до" малой октавы до "соль" второй октавы, но при игре можно также взять звуки "ля" и "ля бемоль".
Тар-трость и саз-трость Государственный Музей Музыкальной Культуры Азербайджана.
Работа В. Зимова. 1930.
В годы правления Сталина (в 30-ые годы. Годы репрессии) было поставлены запреты на исполнение на национальных инструментах, особенно на тар и кяманча, которые были основными и единственными инструментами в тройке:
Тар, кяманча и ханенде (певец). Главную роль в тройке играл тар, так как он был ведущим. Но несмотря ни на какие угрозы и репресси Гурбан Пиримов продолжал исполнять национальные произведения на таре как открыто так и подпольно. Гурбан Пиримов стал третьим человек в истории сущетвования и процветания тара. Также Микайыл Мушфиг великий Азербайджанский поэт, которому в года репресси было 25 лет уже был прославлен на всю страну своими стихами. Таким образом стихотворение "Оху, тар" (Пой тар) навсегда оставил след тара в истории.
(оффтоп: За такого рода патриотические стихи, в 31 год своей тяжелой жизни Микайыл Мушфиг был обвинен в пантюркизме и панисламизме и был расстрелян.)
Спустя годы, национальные инструменты заняли своё былое место в культуре и фольклёре. Проводились всесоюзные фестивали. На такого рода фестивалях за исполнение тара первое место практически всегда занимали выходцы из Азербайджана (среди которых были представители других народов, но которые прошли Азербайджанскую школу и представляли интересы Азербайджана).
Хотелось бы отметить имена великих тарзенов (исполнителей современного тара, большинство которых были уроженцами Карабаха):
Садыхджан (Мирза Садыг Асад оглы)
Гурбан Пиримов
Алиага Кулиев
Ахмед Бакиханов
Узеир бей Гаджибейли
Гаджи Мяммядов
Агсан Дадашов
Бахрам Мансуров - на протяжении более 30 лет был художественным руководителем и первым таром в Азербайджанском Государсвенном театре Оперы и Балета имени Мирзы Фатали Ахундова.
Рамиз Кулиев - живой корифей, выдающийся исполнитель тара как соло так и в аккомпанименте. Рамиз Кулиев провел гастроли практически по всему миру, прославляя и возвышая имя Азербайджана передавая красоту и тонкость востока посредством струн, которые буквально плакали под касанием его пальцев. Даже не разбирающися в музыке человек не мог слушать его исполнение равнодушно. По сей день Рамиз Кулиев удивляет нас и весь остальной мир своим неповторимым испонением на таре_!!
Интересные факты:
Марка СССР (1990, ЦФА № 6249).Источник: Приватная коллекция
К концу 80-х годов тар, а также другие национальные музыкальные инструменты Азербайджана были использованы как на конвертах, открытках, так же и на редких марках.
Тар используется на национальной валюте Азербайджане, как нa бумажных купюрах, так же и на монетах.
Тар использует в своём творчестве российская группа Обморок и мама.
Автор статьи: Shoko_Bender
источник
Джаваншир Казымов. Тар. Подмосковные вечера