История
История христианства на земле Азербайджана начинается ещё в первых веках нашей эры, когда в Кавказской Албании – государстве занимавшем эти земли – стали появляться первые христианские миссионеры из Иерусалима и Сирии. Тогда на нашей земле возникли первые христианские общины.
Св. Варфоломей
Самым известным из благовестников Евангелия, когда-либо ступавшим на землю Азербайджана был святой Варфоломей, один из Двенадцати Апостолов Христа. Он пришёл сюда из Индии, откуда в Албанию шли множество караванов, состоящих из паломников в «страну огня» - ведь Кавказская Албания была родиной зороастризма – религии, главное божество которой почиталось через поклонение огню. По преданию Апостол мученически погиб от рук разъярённых его успешной проповедью языческих жрецов. Однако семена Евангелия уже пали на благодатную почву и дело св. Варфоломея было продолжено.
Вторым по значимости проповедником христианства в Албании можно считать св. Елисея, ученика апостола Фаддея, претерпевшего мученичество в соседней Армении. Елисей, совершил апостольское путешествие по многим местам Албании, посетив в том числе Гис (ныне село Киш, Шекинского района), где основал церковь. До сих пор в этом селе стоит древний храм, напоминающий об этом событии.
Св. Григорий Просветитель
Немалую роль в обращении в христианство Кавказской Албании сыграл равноапостольный Григорий Просветитель, обративший в христианскую веру Армению. Когда албанский царь Урнайр услышал о чудесах, явленных св. Григорием, то в сопровождении своего двора и сильного войска отправился в Армению к уже принявшему христианство царю Тиридату. По свидетельству албанского историка Моисея Каланкатуйского после беседы со св. Григорием Урнайр раскаялся в прежней языческой жизни и исповедал веру в Воскресшего Сына Божьего. После этого он сам и всё его войско держит сорокадневный пост, по окончании которого они принимают святое Крещение. Так в 313 году христианство становится государственной религией Кавказской Албании.
Интересен тот факт, что тот же Моисей Каланкатуйский в повествовании о крещении Урнайра упоминает о некоем блаженном муже, рукоположенном во епископы в городе Риме, которого св. Григорий посылает в Албанию вместе с обратившимся царём. Однако более об этом епископе нет никаких сведений.
За время своего существования Албанская Церковь пережила многие бури и потрясения. После 451 года она присоединилась вместе с армянами к халкидонскому расколу, претерпела мусульманскую экспансию, но просуществовала вплоть до 1836 года, когда новый хозяин азербайджанской земли - Российская империя - упразднила её самостоятельное существование, присоединив к Армянской Церкви.
История христианства на земле Азербайджана начинается ещё в первых веках нашей эры, когда в Кавказской Албании – государстве занимавшем эти земли – стали появляться первые христианские миссионеры из Иерусалима и Сирии. Тогда на нашей земле возникли первые христианские общины.
Св. Варфоломей
Самым известным из благовестников Евангелия, когда-либо ступавшим на землю Азербайджана был святой Варфоломей, один из Двенадцати Апостолов Христа. Он пришёл сюда из Индии, откуда в Албанию шли множество караванов, состоящих из паломников в «страну огня» - ведь Кавказская Албания была родиной зороастризма – религии, главное божество которой почиталось через поклонение огню. По преданию Апостол мученически погиб от рук разъярённых его успешной проповедью языческих жрецов. Однако семена Евангелия уже пали на благодатную почву и дело св. Варфоломея было продолжено.
Вторым по значимости проповедником христианства в Албании можно считать св. Елисея, ученика апостола Фаддея, претерпевшего мученичество в соседней Армении. Елисей, совершил апостольское путешествие по многим местам Албании, посетив в том числе Гис (ныне село Киш, Шекинского района), где основал церковь. До сих пор в этом селе стоит древний храм, напоминающий об этом событии.
Св. Григорий Просветитель
Немалую роль в обращении в христианство Кавказской Албании сыграл равноапостольный Григорий Просветитель, обративший в христианскую веру Армению. Когда албанский царь Урнайр услышал о чудесах, явленных св. Григорием, то в сопровождении своего двора и сильного войска отправился в Армению к уже принявшему христианство царю Тиридату. По свидетельству албанского историка Моисея Каланкатуйского после беседы со св. Григорием Урнайр раскаялся в прежней языческой жизни и исповедал веру в Воскресшего Сына Божьего. После этого он сам и всё его войско держит сорокадневный пост, по окончании которого они принимают святое Крещение. Так в 313 году христианство становится государственной религией Кавказской Албании.
Интересен тот факт, что тот же Моисей Каланкатуйский в повествовании о крещении Урнайра упоминает о некоем блаженном муже, рукоположенном во епископы в городе Риме, которого св. Григорий посылает в Албанию вместе с обратившимся царём. Однако более об этом епископе нет никаких сведений.
За время своего существования Албанская Церковь пережила многие бури и потрясения. После 451 года она присоединилась вместе с армянами к халкидонскому расколу, претерпела мусульманскую экспансию, но просуществовала вплоть до 1836 года, когда новый хозяин азербайджанской земли - Российская империя - упразднила её самостоятельное существование, присоединив к Армянской Церкви.