Ислам в Азербайджане
Ислам является основной религией в Азербайджане; по данным исследовательского центра Pew Research от 2009 года около 99,2 % населения страны составляют мусульмане[1]. Абсолютное большинство населения Азербайджана принадлежит к шиитской ветви ислама (джафаритский мазхаб), меньшинство — к суннитской (в основном ханафитский мазхаб). Приблизительно 85 % населения Азербайджана являются мусульманами-шиитами и 15 % мусульман-суннитов
Ислам в Азербайджане
Ислам Процент
Шиитского Ислама
85 %
Суннитского Ислама
15 %
История
Ислам проник на территорию современного Азербайджана в середине VII века, во время вторжения арабов в Закавказье. В период правления Арабского Халифата в городах повсеместно строились мечети, сюда происходит переселение ряда арабских семей (которые смешиваются с местным населением) В VII—VIII веках вместе с арабским языком в регион заносится арабская письменность.
[править] XVI—XX века
В начале XVI века начинается взлёт династии Сефевидов, во главе которой стоял шейх Исмаил I. Опираясь на объединение тюркских кочевых племён кызылбашей, он предпринял поход против ширваншахов, овладел Шемахой и Баку, а затем разгромил правителя Ак-Коюнлу. После того как в 1501 году Исмаил I захватил Тебриз и провозгласил себя шахом, он объявил иснаашаритское (двунадесятники) направление шиитского ислама государственной религией, несмотря на преобладание мусульман-суннитов на вновь приобретённых территориях[3]. Шах издал указ, «дабы на площадях [люди] распустили языки для поругания и проклинания Абу-Бекра, Омара и Османа, а всякому, кто стал бы противиться, отсекали бы голову». Кровавые гонения на суннитов, а также на «крайних» шиитов, происходили повсюду, где утвердилась власть Сефевидов[4]. В XVI—XVII веках территория Азербайджана, как и всего Закавакзья, превратилась в арену ожесточённых османо-сефевидский войн. Продолжавшаяся более столетия (1514-1639) борьба между Османской и Сефевидской империями протекала под идеологической оболочкой религиозной борьбы между суннитами и шиитами[5]. Османский хронист Ибрахим Рахимизаде описывает как с приходом османских войск в Ширван местные сунниты расправлялись с кызылбашами-шиитами:
« Каждый мусульманин, каждый верующий, будь-то взрослый или юный, занялись розыском сорхсаров. Если это было необходимо, то они сами же отрубали головы попадавшихся им в руки [кызылбашей], разоблачали мятежников. Ширванские сунниты ежедневно со свирепостью тигров обыскивали окрестности, и если случалось им схватить какого-либо безбожника, то с возгласами «Аллах – Аллах» они приводили его на площадь и с чувством удовлетворения предавали его казни[6]. »
При Сефевидах на территории Азербайджана существовало 4 бейлербейства — Азербайджанское[7], Чухур-Саадское, Карабахское и Ширванское. В каждом бейлербействе были шейх-ал-ислам, ведавший делами шиитского духовенства и шариатскими судами, садр, ведавший вакфными имуществами и подчинённый дивану высокого садра всего государства (садр-ас-судр — «садр садров»). В городах и больших населённых пунктах беглербегства были казии — главы местного шиитского духовенства[8].
Аббас-Кули-Ага Бакиханов сообщал, что Бакинский уезд, половина Ширванского уезда, весь Сальян, часть Шекинского и Кубинского уездов состояло из шиитов; половина Ширвана, большая часть Шеки и Кубы — из суннитов, причём кубинские, шекинские и ширванские сунниты являлись ханафитами[9]. Как отмечает Тадеуш Свентоховский, российские данные 1830-х гг. показывают, что соотношение шиитов и суннитов в Азербайджане было с небольшим преимуществом в пользу последних, и на 1848 год эта пропорция составляла 50:50, но уже в 1860-х в результате подавления сопротивления северокавказских горцев и массовой эмиграции мусульман-суннитов в Османскую империю, доля суннитов значительно снизилась и большинство населения стали составлять шииты-двунадесятники (иснаашариты) джафаритского мазхаба[10].
Согласно Энциклопедическому слоаварю Брокгауза и Ефрона, издававшегося в конце XIX — начале XX веков, из всех губерний и областей на Кавказе мусульмане-шииты преобладали в Бакинской губернии[11]. По данным на 1886 год, 36,28 % населения Елизаветпольской губернии составляли мусульмане-шииты, 25,20 % — мусульмане-сунниты и 0,42 % — али-аллахи[12]. По тем же сведения 93,03 % населения Закатальского округа состояло из мусульман-суннитов[13]. В Нахичеванском уезде преобладали мусульмане-шииты, составлявших 57 % населения уезда[14]. По всероссийской переписи 1897 года в Бакинской губернии проживало 676 243 мусульман[15], в Елизаветпольской — 552 822 мусульманина[16].
Ислам является основной религией в Азербайджане; по данным исследовательского центра Pew Research от 2009 года около 99,2 % населения страны составляют мусульмане[1]. Абсолютное большинство населения Азербайджана принадлежит к шиитской ветви ислама (джафаритский мазхаб), меньшинство — к суннитской (в основном ханафитский мазхаб). Приблизительно 85 % населения Азербайджана являются мусульманами-шиитами и 15 % мусульман-суннитов
Ислам в Азербайджане
Ислам Процент
Шиитского Ислама
85 %
Суннитского Ислама
15 %
История
Ислам проник на территорию современного Азербайджана в середине VII века, во время вторжения арабов в Закавказье. В период правления Арабского Халифата в городах повсеместно строились мечети, сюда происходит переселение ряда арабских семей (которые смешиваются с местным населением) В VII—VIII веках вместе с арабским языком в регион заносится арабская письменность.
[править] XVI—XX века
В начале XVI века начинается взлёт династии Сефевидов, во главе которой стоял шейх Исмаил I. Опираясь на объединение тюркских кочевых племён кызылбашей, он предпринял поход против ширваншахов, овладел Шемахой и Баку, а затем разгромил правителя Ак-Коюнлу. После того как в 1501 году Исмаил I захватил Тебриз и провозгласил себя шахом, он объявил иснаашаритское (двунадесятники) направление шиитского ислама государственной религией, несмотря на преобладание мусульман-суннитов на вновь приобретённых территориях[3]. Шах издал указ, «дабы на площадях [люди] распустили языки для поругания и проклинания Абу-Бекра, Омара и Османа, а всякому, кто стал бы противиться, отсекали бы голову». Кровавые гонения на суннитов, а также на «крайних» шиитов, происходили повсюду, где утвердилась власть Сефевидов[4]. В XVI—XVII веках территория Азербайджана, как и всего Закавакзья, превратилась в арену ожесточённых османо-сефевидский войн. Продолжавшаяся более столетия (1514-1639) борьба между Османской и Сефевидской империями протекала под идеологической оболочкой религиозной борьбы между суннитами и шиитами[5]. Османский хронист Ибрахим Рахимизаде описывает как с приходом османских войск в Ширван местные сунниты расправлялись с кызылбашами-шиитами:
« Каждый мусульманин, каждый верующий, будь-то взрослый или юный, занялись розыском сорхсаров. Если это было необходимо, то они сами же отрубали головы попадавшихся им в руки [кызылбашей], разоблачали мятежников. Ширванские сунниты ежедневно со свирепостью тигров обыскивали окрестности, и если случалось им схватить какого-либо безбожника, то с возгласами «Аллах – Аллах» они приводили его на площадь и с чувством удовлетворения предавали его казни[6]. »
При Сефевидах на территории Азербайджана существовало 4 бейлербейства — Азербайджанское[7], Чухур-Саадское, Карабахское и Ширванское. В каждом бейлербействе были шейх-ал-ислам, ведавший делами шиитского духовенства и шариатскими судами, садр, ведавший вакфными имуществами и подчинённый дивану высокого садра всего государства (садр-ас-судр — «садр садров»). В городах и больших населённых пунктах беглербегства были казии — главы местного шиитского духовенства[8].
Аббас-Кули-Ага Бакиханов сообщал, что Бакинский уезд, половина Ширванского уезда, весь Сальян, часть Шекинского и Кубинского уездов состояло из шиитов; половина Ширвана, большая часть Шеки и Кубы — из суннитов, причём кубинские, шекинские и ширванские сунниты являлись ханафитами[9]. Как отмечает Тадеуш Свентоховский, российские данные 1830-х гг. показывают, что соотношение шиитов и суннитов в Азербайджане было с небольшим преимуществом в пользу последних, и на 1848 год эта пропорция составляла 50:50, но уже в 1860-х в результате подавления сопротивления северокавказских горцев и массовой эмиграции мусульман-суннитов в Османскую империю, доля суннитов значительно снизилась и большинство населения стали составлять шииты-двунадесятники (иснаашариты) джафаритского мазхаба[10].
Согласно Энциклопедическому слоаварю Брокгауза и Ефрона, издававшегося в конце XIX — начале XX веков, из всех губерний и областей на Кавказе мусульмане-шииты преобладали в Бакинской губернии[11]. По данным на 1886 год, 36,28 % населения Елизаветпольской губернии составляли мусульмане-шииты, 25,20 % — мусульмане-сунниты и 0,42 % — али-аллахи[12]. По тем же сведения 93,03 % населения Закатальского округа состояло из мусульман-суннитов[13]. В Нахичеванском уезде преобладали мусульмане-шииты, составлявших 57 % населения уезда[14]. По всероссийской переписи 1897 года в Бакинской губернии проживало 676 243 мусульман[15], в Елизаветпольской — 552 822 мусульманина[16].