Интересный форум про Азербайджана, об Азербайджанцев, Видео уроки азербайджанского языка для русских, словари, отношения азербайджанцев русским, о любви, о браке, история


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

PATRIOT
PATRIOT
Рождение ребенка (традиции и обряды азербайджанского народа)

Как известно, круг вопросов, связанных с продолжением потомства - один из самых важных в жизни человека. Когда девушка становится невестой, выходит замуж, люди, наряду с благословением и пожеланием удачи, дают ей в руки ребенка; по прибытии ее в дом мужа снимают с головы вуаль и набрасывают ее на ветки плодоносного дерева; на приготовленную для молодых постель укладывают вначале ребенка. Всеми этими действиями люди выражают невесте свое пожелание видеть ее матерью.


Можно привести бесчисленное множество таких примеров из азербайджанского эпоса, но мы ограничимся упоминанием лишь одного из них. Так, книги «Китаби Деде Коркут» мы узнаем, что по случаю рождения детей в племенах устраивались пиры. Тех, у кого в семье был сын, усаживали в белый шатер, у кого дочь - в золотой.
После того, как женщина забеременеет, она начинает проявлять склонность к употреблению кислой и кисло-сладкой пищи. Эта особенность продолжает сохраняться в течение 5-6 месяцев, а иногда и дольше. Согласно верованию, если не дать в это время беременной женщине то, что она просит, ребенок в ее чреве грозит оказаться несовершенным. Вот почему люди, окружающие беременную женщину, желая, чтобы будущий ребенок был во всех отношениях совершенным, чтобы с самого начала предупредить появление каких бы то ни было нежелательных отклонений, обращались к помощи разного рода средств.

Следующие народные премудрости вызывают интерес именно в указанном аспекте.
После того, как проявилась беременность женщины:
1) в дом, во двор в течение 6-ти месяцев нельзя приводить зайца, иначе новорожденный будет с заячьей губой;
2) если беременная посмотрела на рыбу или поела рыбное блюдо, ее будущий младенец поздно овладеет речью или же будет совершенно немым;
3) если переступить через ноги беременной в момент, когда она спит, то ребенок родится хромым;
4) своим характером и внешностью ребенок будет похож на того чело-смотреть в зеркало ребенок будет красивым;
6) если беременная поест гранат, ее ребенок будет красивым, айву - его щеки будут румяными, арбуз - будет питать холодное отношение к дому, к семье, став взрослым и т.д.
С целью не допустить рождения несовершенного ребенка, забеременевшая женщина все время старается быть приветливой и обходительной. Везде она старается задержать свой взгляд на красивых цветах, на воде, небе, радующих душу красках.

Вообще, при рождении ребенка люди пытались также определить его будущее по ряду физических признаков. Так, если лоб новорожденного покрыт волосами, считалось, что мальчик будет жестоким; если крупная голова - будет умным; если глаза желтые - мошенником; если на пупке родинка - ему сулили быть большим человеком. Вдобавок ко всему этому, если ребенок появился в нечетный день недели, то следующий ребенок в этой семье должен быть мальчиком. Если во время своего рождения ребенок поднимал ручки к ушам, то окружающие преисполнялись уверенности в том, что он будет известным человеком; если же они оставались на груди — умным человеком; если двигались словно отыскивая что-то, то у него в будущем будет недобрый нрав. После отрезания пуповины, младенца купали. В воду при купании добавляли соль с той целью, чтобы ребенок впоследствии был правдивым, стоящим на своем слове, отличался смелостью и сообразительностью. Не напрасно, что даже в наше время, если кто-то проявляет малодушие, говорит неправду, ведет себя легкомысленно, то о нем говорят, что у него «нет соли», что он родился «без соли».

Во время купания ребенка мать не приближается к нему. Напротив, младенца приносят к ней. Делается это для того, чтобы ребенок и в дальнейшем отзывался всегда на ее зов, уважал ее.

Если новорожденный бывает очень слаб, в мочке правого ушка у него прокалывают отверстие и вдевают серьгу, независимо от пола ребенка. Этот ритуал встречается в Шамахе и Нахичевани. Этого ребенка называли или Дурсун или же присваивали ему имя отца или матери.

Когда у ребенка прорезывается первые зубки, дома из семи видов зерновых культур готовится еда и проводится обряд. Согласно верованию, благодаря этому зубы у младенца прорезаются быстрее и безболезненно.
Только после того, как ребенок достиг годовалого возраста, ему подрезают ногти, стригут волосы. Причем они не выбрасывается. Ногти обычно заворачиваются в лоскуток чистой материи, которую прятали в одну из щелей на стене дома или в полу. Хранят и первые остриженные волосы младенца.

Во многих отношениях привлекательны колыбельные песни, имеющие исключительно важное значение в жизни ребенка. Песни являются не только средством усыпления ребенка, в них выражается и ряд серьезных целей, обусловленных реальными жизненными отношениями. К примеру, стремление матери вырастить ребенка мужественным героем, достойным сыном своей Отчизны и народа.

Эти обряды значительны и интересны тем, что в них проявляется человеческая солидарность, взаимопомощь, объединенность общим чувством, связанным с самым добрым и священным - рождением ребенка.

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения