Наргиз КУЛИЕВА,
доктор исторических наук
На всех этапах социально-экономического развития общества важное место в социальной и духовной жизни людей занимают свадебные и погребальные обряды, отражающие самые радостные и самые печальные события жизни. Этнограф С.А.Токарев отмечает: «Обычай погребения носит сознательный характер. Он сводится не к изоляции трупа, а закреплению памяти об умершем в сознании его близких, к проведению поминок и т.д. В последующем погребальный обряд постепенно приобрел религиозный характер».1
Обычай проведения похорон или погребения в саване восходит корнями к глубокой древности. Хотя в условиях различных социально-экономиче¬ских формаций погребальные обряды претерпели
определенные изменения, основные их черты сохранили первоначальный вид.
Проведенные в Азербайджане раскопки показывают, что, начиная с эпохи неолита и до прихода ислама, покойников хоронили в земляных могилах, каменных и деревянных ящиках, глиняных сосудах, катакомбах, обложенных кирпичом могилах, курганах, склепах и т.д. В эпоху ислама распространение получил обычай перезахоронения костей умерших из склепов в святых местах мусульманского мира (Кербела, Мекка и др.). Указанные виды могил встречаются в самых различных местах Азербайджана.
В III-I тыс. до н.э., с распространением
в Азербайджане веры в загробную жизнь в могилы вместе с покойниками стали класть предметы домашнего обихода, ору¬жие и т.д. Поэтому могилы этого периода представляют большой интерес для изучения истории материальной культуры и религиозных обрядов Азербайджана.2 Древнейшие захоронения (10 тыс. лет назад) на территории Азербайджана, относящиеся к мезолиту, встречаются в Гобустане. Предавая останки земле, древние верили, что покойник оживет с пробуждением природы. Интересно, что в Азербайджане зарегистрирован самый ранний в истории Южного Кавказа обычай сжигания трупов умерших. Об этом, в частности, свидетельствует открытая в местечке Османбову и относящаяся к III тысячелетию до н.э. Шамкирская культура.3
На территориях сел Шыхлы, Пирли, Чайлы, Гыраг Кесемен Газахского района обнаружены относящиеся к IV в. до н.э. - V в. н.э. глиняные могилы, в которых хранились албанские металлическое оружие, орудия труда, украшения и т.д. 4
Похоронные ритуалы в целом схожи во всех регионах Азербайджана. Однако бросаются в глаза и различия между суннитскими и шиитскими похо¬ронами. Так, у суннитов принято отмечать 52-й день погребения - день разложения тела усопшего.5
Обычно человека при смерти кладут лицом в сторону Мекки. Собираются близкие родственники, приглашают муллу (священника). Если умирающий страдает, ему в ладонь кладут камень, насыпают землю или ставят на грудь фотоснимок находящегося на чужбине близкого. Если смерть наступила в ночное время, то зажигают свечу, закрывают усопшему рот и накрывают его покрывалом, так как, согласно верованиям, в душе покойника скрывается злая сила, которая, вырвавшись наружу, может нанести вред окружающим. Затем начинается подготовка к погребальной церемонии. На место кончи¬ны приходят из ближних и дальних мест. Прибывшие распределяются по группам в зависимости от поставленных перед ними задач: одни оплакивают покойника, другие занимаются организацией похорон, третьи приобретают необходимые предметы и продукты для приготовления поминального угощения, четвертые наблюдают за порядком и т.д. В ходе траурной церемонии исполняются соответствующие возрасту усопшего причитания: мать, сестра, тетя или другая родственница оплакивают его следующими словами:
Daglar dagimdi manim, Qam ovlagimdi manim. Dindirma qan aglaram, Yaman gagimdi manim.
Galdiyin yas yeridir, Gal aylaş yas yeridir. Ag urayim başini, Tammam şikast yeridir.
О dag bu daga baxar, Arasinnan gay axar. Cixsm manim gdzlarim Sansiz dunyaya baxar.
Горы в траур облачу, Горя я не облегчу. Стану я осенним садом, Листопадом облегчу.
Вы пришли в дом, где траур, Усаживайтесь в доме, где траур, Согрейте мое скорбящее сердце, В этом доме неизлечимые раны.
Гора смотрит на гору, Между ними река течет. Ослепнут мои глаза без тебя, Нет сил смотреть на мир.
В отличие от других районов Азербайджана, в селениях Абшеронского полуострова тело усопшего кладут в доме, где собираются мужчины. По поверью, усопший не должен услышать посторон¬ний голос. В соседней комнате тихо плачут женщины, которым разрешают проститься с усопшим. Они могут сопровождать усопшего при выносе до ворот, произнося при этом слова «şaxsey-vaxsey». Существует и такое правило: на место, где лежало тело, кладут камень, который после похорон выбрасывают. На месте, где выполнено ритуальное обмывание умершего («yuyat yeri»), три ночи подряд зажигают свечку или плошку.
Умершего принято хоронить в день смерти или спустя сутки. Покойного обязательно обмывают в мечети. Если дело происходит в сельской местности, для обмывания тело отвозят в мечеть, или в специально отведенное место, где соответствующую процедуру осуществляют родственники. Затем покойника облачают в специально выкроенную для этой цели рубаху, подвязывают косынкой или платком голову, заворачивают в саван, мажут камфорным маслом, предварительно заложив ему в уши вату, и подкладывают под каждую руку ивовый прут (до 20 см длиной). Ритуал подкладывания ивовых прутьев связан с верой в то, что покойнику в потустороннем мире придется встать, дабы ответить на задаваемые каждому вопросы. Прутья делают из ивового дерева потому, что ива произрастает практически повсюду. На месте обмывания покойника в ряде регионов в течение 3 дней горит свеча или лампа, которая отгоняет от него силы зла. После завершения указанных ритуалов гроб выносят во двор, вокруг него выстраиваются люди в ожидании погребального намаза. Мулла приступает к чтению соответствующих сур Корана, гроб трижды поднимают и опускают, затем траурная процессия, сопровождаемая молитвами муллы или траурной мелодией, направляется на кладбище. Во многих регионах вслед покойнику из дома со словами «отправляйся в свое новое жилище, да пробудешь в покое» бросают камень, который заранее кладется на место, где покоится тело.
В похоронах на кладбище, как правило, принимают участие мужчины, иногда по желанию и женщины. На месте покойника извлекают из гроба и опускают в могилу, предварительно осыпав его лицо землей. Тело покойника в могиле располагается головой в сторону Мекки. Могила закладывается плитами или деревянным настилом, засыпается землей и окропляется водой. Последний ритуал связан с верой в будущее воскресение умершего. По завершении ритуала захоронения его участники возвращаются на место кончины, войдя в дом, совершают «тазийат», т.е. выражают соболезнование семье покойника.
Поминки продолжаются 3 дня подряд, и за это время в доме усопшего дают поминальное угощeние. Оплакивают покойного соответствующими его
возрасту причитаниями, которые оглашают мулла-женщина и мулла-мужчина. 3-й, 7-й и 40-й дни, а также год со дня смерти покойника его родные и близкие отмечают поминками. После 3-го дня вещи, принадлежавшие покойнику (одежда, постельные принадлежности) стирают или чистят.
Каждый четверг в течение 40 дней устраивают поминки «cuma axşami» или «adna gunlari», где при¬нимают участие близкие родственники покойного и те, кто сравнительно поздно извещены о его смерти.
Покойного хоронят в соответствии с нормами ислама. В Баку и на Абшероне могилу обустраивают в течение года и ставят надгробный камень лицевой стороной к востоку. В остальных районах Азербайджана это делают, как правило, в течение сорока дней после кончины. Во многих районах Азербайджана для поддержки семьи покойного собирают деньги, именуемые «йас пулу».
Необходимо оговориться, что поминальное угощение («эхсан») не связано с религиозными канонами, оно восходит к древнейшим обычаям родоплеменной эпохи. Использование в поми¬нальной процедуре воды для омовения рук - «гула-ба» (розовой воды) связано с тем, что вода издре¬вле считалась символом чистоты, покоя, свежести.
Одновременно омовение рук розовой водой пре¬следует цель помочь покойнику попасть в рай. Традиция устанавливать к 40-му дню смерти на могиле надгробный камень восходит к каменному веку. Согласно древнейшим представлениям, каменная стела символизирует будущее воскрешение покойника. После возникновения письменности на надгробных камнях стали указывать имя и род занятий умершего.
Ежегодно весной в преддверии праздника Новруз принято проводить поминки. Согласно древнему обычаю, третья среда Новруза считается днем памяти
усопших. Например, в Товузском районе в этот день приготавливаются различные блюда и сладости, даются поминальные угощения (ehsan), устраиваются групповые посещения могил. Своеобразно отмечается день поминовения в Газахском районе. В «черную среду», как называют этот день в народе, в доме покойника, со дня смерти которого прошло менее года, собираются его родные и близкие, на стол подается поднос
(«хонча») с конфетами, сэмэни (проращенные зерна пшеницы). В праздничный вечер в память об усопших зажигаются свечи. Если траурный день приходится на праздничный, то его в народе называют «qara bayram» («черный праздник») (Геранбойский, Шамкирский и Товузский районы). По этому случаю в доме покойника собираются его близкие родственники и соседи, делятся воспоминаниями о нем, а затем посещают могилу.6 Здесь женщины зажигают свечи, ставят сэмэни и оплакивают покойника:
Galmi§am gorum sani Yixmi§am, horum sani, Na qapin var, na bacan, Bas hardan gorum sani
Пришла навестить тебя Вижу, замурован ты, Ни дверей, ни дымохода нет в жилище твоем Как же увидеть смогу я тебя?
Обычай чтить память усопших, поклоняться их могилам уходит вглубь веков. Отсюда широко распространенные в народе клятвы «atamin goru haqqi» (клянусь душой отца), «olanlarimizin cani ugun» (клянусь жизнью наших усопших). В наши дни погребальные обычаи подверглись некоторым изменениям и модификациям.
Своеобразным проявлением погребальных обычаев и традиций азербайджанского народа в новейшее время стали массовые церемонии проводов в последний путь шехидов - благородных сынов и дочерей Азербайджана, отдавших жизнь за неприкосновенность и свободу Родины. В отличие от вышеописанных обычаев, уходящих корнями в далекое прошлое и имеющих различия по регионам, этот совсем новый, возникший в течение последних 20 лет обычай характеризуется единообразием, которое обусловлено как значительной национальной целостностью сегодняшнего Азербайджана, так и общностью моральной, духовной подоплеки церемоний предания земле лучших сынов народа, в каком бы уголке страны они ни родились и не выросли.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахмедов Г. Древние похоронные обряды. - «Элм ве хаят», 1982, № 12, стр.21.
2. Буниятов Т.А. Кызыл Кая. Баку, 1984, стр. 116.
3. Гулиев Г.А. Азербайджанские народные обычаи (свадебные и погребальные обряды). Баку, 1972, стр.16.
4. Кулиева Н.М. Современная сельская семья азербайджанцев (по материалам западной зоны Азербайджанской Республики). Баку, Элм, 1992, стр.97.
5. Токарев А.С. Религия и история народов мира. М., 1965, стр. 603.
6. Quliyeva N. Azarbaycanda muasir kand ailasi va aila mai§ati. Baki, 2005, sah.257.