Догматы ислама
Ислам - посильная для человека религия. Чтобы быть мусульманином, нужно только исполнять заповеди и соблюдать запреты, тем самым осуществляя "правильное поклонение" Богу. Догматика ислама состоит из
пяти "столпов" (аркан) - предписаний и запретов, восходящих к откровению Корана.
Принятие ислама начинается с первого столпа -
шахады (что означает "свидетельство"). В присутствии благочестивых мусульман человек произносит свидетельство веры (или Символ веры):
"Ла илаха илля Ллаху ва Мухаммадун расулу Ллахи" - "Нет (никакого) божества, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник Аллаха". Это означает, что высшей ценностью человека является поклонение Аллаху, ради которого он оставляет все иные глубокие привязанности. Признание же Мухаммада посланником Аллаха есть признание того, что откровение было даровано Мухаммаду во всей полноте и что он - последний пророк, возвестивший это откровение.
После произнесения шахады новообращённый вступает в круг традиционных мусульманских обрядов и догматов. Ему необходимо совершать
пятикратную молитву (салят), раз в году поститься на протяжении месяца (рамадан), подавать милостыню (закят) и хотя бы однажды в жизни совершить паломничество в Мекку к священному чёрному камню (хаджж). Помимо этих пяти ритуальных столпов в исламе существует небольшое количество предписаний. Мусульманин обязан постоянно демонстрировать Всевышнему своё усердие в вере (джихад), а для этого он должен бороться с собственными пороками и недостатками и быть храбрым в войне за веру. Ему также надлежит совершить обрезание (хитан) - знак союза между Богом и человеком, который вверил Ему себя. И, разумеется, благочестие невозможно без ежедневного обращения к священным книгам - Корану и Сунне.
Помимо исполнения обязательного и довольствования разрешённым мусульманин должен
удерживать себя от нарушения запретов. Их также совсем немного. Запрещается почитать кого-либо вместе с истинным Богом (многобожие - ширк - самый страшный грех в исламе), убивать человека в мирное время, убивать безоружного и священнослужителя на войне, красть, прелюбодействовать, пить вино, заниматься ростовщичеством. Запрещено есть свинину, мясо хищных птиц, мертвечину, удавленину и всякое животное, заколотое не по мусульманскому обычаю. Иногда к этому перечню прибавляют запрет на изображение живых существ. В Коране он отсутствует, однако существует хадис: "В дом, где есть изображения, не войдут ангелы". Таков правильный путь ислама - шариат.
В догматике ислама сложно переплелись элементы монотеизма и предшествовавшего ему аравийского язычества. Так, обычаи поститься в рамадан и совершать паломничество к чёрному камню соблюдались ещё при предках Мухаммада. Пищевые запреты ислама и обрезание известны из иудейских книг. За убийство, воровство и прелюбодеяние жестоко наказывали по обычаям рода. Собственно мусульманскими по происхождению следует признать только догмат пятикратной молитвы, догмат обязательной милостыни и не входящее в число столпов предписание джихада. Впрочем, в еврейском языке есть слово "закут", также обозначающее милостыню в пользу бедняков-иудеев. Из запретов ислама оригинальными можно назвать запреты на многобожие, винопитие и ростовщичество.
Салят (араб. "молитва") - обязательная каноническая молитва. Её необходимо совершать пять раз в день: после рассвета, в полдень, перед закатом, после заката, перед наступлением ночи. Однако две первые и две последние можно объединять. Необязательными, но желательными являются дополнительные ночная и дневная молитвы. Непременное условие для совершения молитвы - ориентация на Мекку (кибла) и ритуальное омовение. Мусульманин обязан присутствовать на полуденной пятничной молитве в мечети. Обычная же молитва может совершаться в любом другом ритуально чистом месте, коллективно или индивидуально. Женщины молятся отдельно или становятся позади мужчин.
Чередующиеся молитвенные движения - поясной (руку) и земной (суджуд) поклоны, положения рук и тела называются
"ракат". Утренняя молитва состоит из двух ракатов, поздняя вечерняя из трёх, остальные из четырёх. Молитва, как и пост, может быть ограничена в количестве ракатов для больных и путников, вплоть до замены на мысленную смену положений. Во время молитвы недопустимы излишне яркие проявления чувств: смех, слёзы, восклицания, порывистые движения. К ней не допускаются люди в состоянии опьянения или помутнения рассудка вследствие болезни. Каноническая молитва должна звучать по-арабски, другие виды индивидуального обращения к Богу (просьбы, ночные молитвы) можно произносить на родном языке. Смена положений раката и произнесение молитвенных формул следуют в строго определённом порядке. К молитве необходимо приступить сразу же после обычного малого омовения (вуду) либо полного (гусл), совершаемого по поводу праздника, пятничной молитвы или после осквернения.
Молящийся встаёт на молитвенный коврик лицом к Каабе, сняв обувь и опустив руки вдоль тела, произносит формулу молитвенного намерения (нийа). Затем, подняв руки раскрытыми ладонями от себя на уровень лица, произносит такбир - слова величания Аллаха: "Аллаху акбар" - "Аллах велик". Потом, правой рукой прижав левую к груди, произносит "Ал-Фатиху" и одну из коротких сур мекканского периода:
Во имя Аллаха милостивого,
милосердного!
Слава Аллаху - Господу миров,
Милостивому, милосердному,
Царю в день Суда!
Только Тебе мы поклоняемся
и только Тебя о помощи молим!
Веди нас путём прямым,
Путём тех, кого ты
облагодетельствовал,
А не тех, которые под гневом,
и не заблудших!
"Ал-Фатиха".
Скажи: "Он - Аллах единый,
Аллах крепкий,
Не рождал Он и не был рождён,
И ни один не был Ему равен!"
Сура "Чистое исповедание".
После этого совершается поясной поклон и произносится хвала Аллаху. Затем молящийся выпрямляется и взывает к Аллаху с просьбой быть услышанным (тасми). Далее следует земной поклон с касанием коврика ладонями и лбом. Потом молящийся садится на пятки (джалса) и произносит такбир, ещё раз повторяет земной поклон и, наконец, поднимается, держа левую руку в правой и опустив их перед собой. Если необходимо, ракат должен быть повторён. Заканчивается моление следующим образом: сидя на пятках, молящийся произносит шахаду и, повернув голову к правому плечу, слова приветствия: "Мир вам и милосердие Аллаха".
Закят (араб. "очищение") - обязательная милостыня (может быть ещё и дополнительная, называемая "садака"). Она взимается с каждого имущего взрослого члена семьи в день окончания поста в месяце рамадан и предназначается для раздачи неимущим в праздник разговения ('Ид ал-фитр). Кроме священной милостыни термином "закят" обозначается в современном мусульманском мире обычный государственный налог. Платит его глава семьи раз в год. Размер налога составляет, как правило, 2,5 % годового дохода, однако возможны и другие цифры. Религиозное значение закята в том, что верующий очищается от грехов, отделяя часть своего имущества для нужд бедняков общины. Вводя обязательную милостыню, ислам демонстрирует своё неодобрение принятой в иудейском сектантстве (ессеи) и христианстве практики очищения путём полного отказа от имущества.
Кааба.Пост и хаджж. Пост в рамадан мусульманин соблюдает в знак уподобления пророку, который целый месяц постился перед получением откровения. Согласно жизнеописанию Мухаммада, этим месяцем был именно священный рамадан. Хаджж в исламе также имеет новую интерпретацию: паломники повторяют действия пророка, очищаясь от грехов и побивая камнями идол злодея Иблиса. Совершая жертвоприношение, они имитируют поступок Ибрахима, который хотел принести в жертву своего первенца Исмаила (по мнению мусульман, родоначальника арабов), но Бог заменил эту жертву ягнёнком. По окончании хаджжа каждый паломник получает зелёную чалму и звание "хаджи", которое ставится после его основного имени (не путать с титулом "ходжа", от перс. "хваджа" - "господин").
Джихад (араб. "усилие", "усердие") - усердная борьба за веру. Джихад бывает нескольких видов: джихад сердца (борьба с собственными недостатками), джихад языка (разрешение одобряемого и запрещение порицаемого), джихад руки (наказание преступников и правонарушителей), джихад меча, или газават (во оружён ная борьба с неверными, павшие в которой обретают вечное блаженство ещё до Страшного суда). К сожалению, политическая практика ислама позволила европейцам усвоить только последний вид джихада, с которым они и ассоциируют само это понятие. Между тем хорошо успевающему школьнику арабский учитель скажет: "Анта тилмиз муджтахид" - "Ты - прилежный ученик!" (буквально "Ты - ученик, полный джихада!").
Поведение. Все поступки мусульманина делятся на дозволенные
(халал) и запрещённые
(харам). К первым относятся обязательные поступки (
ваджиб), связанные с исполнением ритуальных предписаний ислама; желательные (
мандуб), в числе которых дополнительные посты и подаяния, любой другой акт бескорыстной помощи ближнему; безразличные (
мубах) - еда, сон, брачная жизнь, отправление физиологических потребностей; неодобряемые (
макрух), связанные со сферой наслаждений. К запрещённым поступкам принадлежат несоблюдение пищевых запретов и употребление алкоголя, азартные игры, браки между прямыми родственниками, мошенничество, ростовщичество. Логика запретов довольно проста. Занимающийся ростовщичеством владеет не своими деньгами и наживается не в результате собственного труда. Так что он может быть приравнен к вору. Алкоголик не контролирует себя. Он может поддаться искушению Иблиса и забыть об исполнении религиозных предписаний. Наконец, самый страшный грех - многобожие - является источником всех остальных грехов, поскольку неверующий чтит наряду с Аллахом силы, склоняющие человека ко злу.
К перечню догматов, запретов и правил, объединяющих всех без исключения мусульман, добавляется также участие в совместной пятничной молитве и в мусульманских праздниках.
ХадисыСообщила Аиша (последняя жена пророка.): [Она спросила:] "О Посланник Аллаха, мы видим в джихаде самое превосходное из деяний. Не должны ли мы сражаться?". Он ответил: "Лучший джихад для женщин - это хаджж, исполненный по всем правилам".
Сообщил ал-Бара ибн Азиб: Посланник Аллаха повелел нам семь вещей и запретил семь. Он повелел нам следовать за похоронным шествием, навещать больных, соглашаться на приглашения, помогать угнетаемым, исполнять обеты, отзываться на приветствия и отвечать чихнувшему: "Да будет Аллах милостив к тебе!". Он запретил нам серебряные сосуды, золотые кольца, шёлк, дибадж, кисси, а также истибрак (виды шёлковых одежд).
Из сборника ал-Бухари "Ас-Сахих". (Перевод М. А. Родионова.)
Шахада и шахидыСлова "шахада" и "шахид" в арабском языке однокоренные. Корень, от которого они произведены, означает "присутствовать при чём-либо", "быть свидетелем чего-либо", "подтвердить виденное в суде". Таким образом, шахада - свидетельство, о котором устно заявляется в суде. Свидетельство должно быть прямым (т. е. не с чужих слов), а в качестве свидетелей выступают двое полноправных мужчин или четыре женщины. В шариатском суде они называются шахидами. Таково основное значение этого слова.
В Коране слово "шахид" употребляется и в отношении самого Аллаха: "Скажи: "Я не прошу у вас награды: она для вас самих. Нет для меня награды, кроме той, что у Аллаха; Он - свидетель (шахид) над всем!"" (сура 35. "Саба", аят 47). Это означает, что Аллах видит всё, что происходит в созданных Им мирах, и на Страшном суде может выступить свидетелем любого из прегрешений.
Шиитские мученики.В мединский период жизни Мухаммада термином "шахада" начинают обозначать Символ веры. По этой формуле мусульмане отличают своих единоверцев в городе, эти слова являются их боевым кличем на войне. И теперь уже шахидами называют всех мусульман, произносящих шахаду. Шахид - это человек, свидетельствующий о своей вере в Аллаха и о своём признании миссии Мухаммада.
В Коране есть два фрагмента, где говорится о привилегиях для воинов, павших в бою с врагами мусульман, но слово "шахид" там не фигурирует: "Не говорите о тех, которых убивают на пути Аллаха: "Мёртвые!". Нет, живые! Но вы не чувствуете" (сура 2. "Корова", аят 149); "И, конечно, если бы вы были убиты на пути Аллаха или умерли, то прощение от Аллаха и милосердие - лучше того, что вы собираете… И никак не считай тех, которые убиты на пути Аллаха, мёртвыми. Нет, живые! Они у своего Господа получают удел, радуясь тому, что даровал им Аллах из Своей милости, и ликуют они о тех, которые ещё не присоединились к ним, следуя за ними, что над ними нет страха и не будут они опечалены! Они ликуют о милости от Аллаха, и щедрости, и о том, что Аллах не губит награды верующих… <...> "...А тем, которые выселились или были изгнаны из своих жилищ, и были подвергнуты страданиям на Моём пути, и сражались, и были убиты, - Я очищу их дурные деяния и введу их в сады, где внизу текут реки, - в награду от Аллаха, а у Аллаха - хорошая награда!"" (сура 3. "Семейство Имрана", аяты 151, 163-165, 194-195).
После смерти пророка наименование "шахид" стало применяться к мученикам ислама. В суннитских хадисах устами Мухаммада провозглашается, что погибший за веру получит в раю тысячекратное воздаяние, а его тело не нуждается в омовении. Сразу после смерти ему простятся все земные грехи. Более того, шахид своей жертвой избавляет от грехов ещё множество своих родственников и обеспечивает им места в раю после Страшного суда. Однако подлинный культ мучеников появляется у представителей другого направления в исламе - шиитов. После гибели их третьего имама (главы общины) Хусейна (10 октября 680 г.) многие шииты хотели подражать его мученической смерти. Тогда-то и были разработаны в шиитских кругах основные положения культа шахидов. Погибающий шахид не почувствует боли в момент смерти. Минуя преграду, расположенную между ближайшей и будущей жизнью, он без суда попадёт в рай, где его встретит сам Аллах, который подарит шахиду 70 прекрасных девушек. Шахид будет сидеть у трона Аллаха и, по некоторым представлениям, он захочет снова вернуться в ближайшую жизнь, чтобы ещё сотни раз умереть за Аллаха. Но Аллах удержит его от этого. Смерть шахида должна рассматриваться его родными и всей общиной как величайшее торжество, а похороны его проходят как свадьба. Командование поздравляет родителей шахида с переселением их сына в рай, после чего родители предаются ликованию - ведь теперь они тоже имеют места в раю. Носилки с покойным несут его друзья, играя роль свидетелей на райской свадьбе шахида. Памятный знак на его могиле перевязывается зелёной лентой.
В мусульманском праве слово "шахид" употребляется также в значении "погибший". Шахидами могут называть убитых людьми или животными, скончавшихся в результате стихийных бедствий, утонувших, умерших от отравления и погибших во время хаджжа.
источник