Ювелирные украшения азербайджанских мастеров-зергеров по своему назначению можно разделить на несколько групп: пояса, головные, нагрудные, шейные, наручные, украшения для одежды, оружия и животных. Кроме того, изготовление отдельных предметов (сувениров) также относится к работам златокузнецов.
К головным украшениям, в свою очередь, относятся налобные, ушные украшения и для кос; сюда же относятся чут габагы, тесек габагы, габаглыг, чутгу габахы, ченеалты, гармаг, сырга, гырахлыг (нашивались на края динге - головного убора); к нагрудным - самое дорогое и высокохудожественное массивное украшение под названием ай-улдуз (имарет).
Изделия из золота
Широко бытовало в городах; изготовляли из золота с применением различных технических приемов и украшали драгоценными камнями, потом брошки и др.; к нашейным – ожерелья разного достоинства; к наручным - браслеты, различные кольца, перстни. Браслеты, как и другие виды украшений, отличались большим разнообразием.
Бусы. Полое золото (г. Шемаха, 70-е годы XIX в.)
Серьги. Золото. Филигрань (г. Баку, конец XIX в.)
Браслет "гюль голбаг". Серебро. Филигрань (ХХ в.)
Своими художественно-орнаментальными особенностями отличались и пояса (кемер).
В этом ремесле существовали локальные различия, что подтверждается этнографическими данными. Обратимся к двум фактам. В Гянджа-Газахской зоне зергеры (ювелиры) изготовляли 4 типа (формы) поясов. В Шеки-Загатальской зоне широко бытовали различные типы серебряных и других поясов. Кроме того, азербайджанские зергеры изготовляли и другие общераспространенные пояса: тахта кемер (из трех частей), текбенд (однокрючковый), дюзме кемер, чангар кемер, кирвенке тогга (фунтовый ремень), сувадах тогга, чилик тогга, саллама тогга и др. Женские пояса украшались тремя рядами серебряных монет достоинством, но встречались такие пояса, к нижним монетам которых подвешивались при помощи коротких и тонких крючков серебряные двугривенники. Они, свободно свисая, звенели во время ходьбы или пляски.
Пояс "кямяр". Серебро. Филигрань (XIX в.)
Фрагмент пояса. Серебро. Филигрань (XIX в.)[/align]
Пояс "кямяр". Серебро. Гравировка с чернью (XIX в.)
Вообще пояса в Азербайджане застегивались массивными пряжками при помощи крючков (гармаг, чарпаз). Пояса являлись обязательным подарком родителей невесты, одним из основных предметов приданого. По существующим обычаям девушки пояса не носили, но каждая девушка, выходящая замуж, имела пояс, так как она после замужества должна была носить его. Пояса имели не только утилитарное значение, но отражали также и социальное положение его носителей. Кроме того, они имели религиозно-магическое значение.
Украшения женской одежды состояли из различных затяжек, булавок, пуговиц, а также предназначенных для отделки ворота, подола, рукавов верхней одежды и рубашек, головного убора "динге". У мужчин украшениями для одежды были только газыри и пуговицы, у зажиточных людей и феодальной знати - украшения для головного убора (чалмы и др.), одежды, пояса и обувь. По требованию заказчика зергер в рамках предусмотренных локальных традиций мог изменять или варьировать многочисленные детали предмета, мог также по своему усмотрению выбирать нужные сочетания элементов и деталей. Этим можно объяснить такое большое разнообразие ювелирных украшений в народом быту азербайджанцев, что свидетельствует об индивидуальном мастерстве их создателей.