Интересный форум про Азербайджана, об Азербайджанцев, Видео уроки азербайджанского языка для русских, словари, отношения азербайджанцев русским, о любви, о браке, история


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

***Aysel***
***Aysel***
Yoldan keçən
Хиджаб - вопрос политический

Ношение хиджаба в Азербайджане 2011150

Азербайджан переживает невроз, связанный с хиджабом. Ситуация обострилась после запрета на ношение его в школах. Запрет противоречит правам человека, а также свободе совести и вероисповедания. Запрет порождает протест религиозной части общества и решение проблемы административным способом нереально: силовые методы или запрет не помогут. Необходимо найти правовое решение с использованием мировой практики.
Турция на протяжении долгих лет переживала и переживает подобную ситуацию. Теперь очередь Азербайджана. Правящая партия и глава Минобразования Мисир Марданов расценивают акции протеста против запрета на хиджаб в школах, как влияние внешних сил.


Права человека, Свобода совести и Конституционное право

Решение проблемы необходимо искать в этом треугольнике. Если убеждения человека не создают общественной угрозы, то не должны быть запрещены. Конституция гарантирует права человека, а свобода совести и вероисповедания напрямую отражены в ней. По этой причине запрет на ношение хиджаба в школе, затрагивает чувства верующих.
Довод Минобразования о том, что хиджаб не вписывается в единую школьную форму, малоубедителен.
В парламенте звучали высказывания типа: хиджаб - это возврат к прошлому, а активизации религии опасно. Все это неуместные обвинения и необоснованные заявления. Парламент является высшим законодательным органом, который должен заниматься законотворчеством. Вместо того, чтобы принимать решения, депутаты выступали как религиозные эксперты.
Таким образом, парламент не принимает законов, решающих волнующие общество проблемы. При отсутствии же законов или их невыполнении,
законом становится политическая воля. Решение конкретного лица приобретает силу закона. Так значит права человека, свобода совести и вероисповедания носят лишь декоративный характер?
На словах официальный Баку, принимая все вышеперечисленные свободы, на деле же совершает обратное. Одним словом, председатель столь громкого по своему названию комитета по правам человека Рабият Асланова, озвучила страх властей перед активизацией религиозных настроений.

Заряженное ружье должно выстрелить

Если решение проблемы не будет найдено в рамках вышеназванного треугольника, то будет применено достаточно грубое решение.
Человек не может жить без веры, а религия включает в себя определенные ритуалы. Одним из них является хиджаб. И если кто-то хочет его носить, то это не причина для притеснений и изоляции. Официальный Баку, без учета мнения верующих, безо всякого обсуждения вопроса принял решение о запрете на ношение хиджаба в школах. Это воспринято, как неуважение к верованию граждан, игнорирование его права и теперь к разряду недовольных безработицей, бесправием, чиновничьим произволом прибавились еще и верующие. Власти еще раз перезарядили ружье, которое должно выстрелить.

Страх порождает ужас

Официальный Баку не имел представления о религии, и не знал, как с ней обращаться. Власти считали, что религия – это система, которая когда-то существовала в советское время. Оказалось, что при Советах религии не было.
Незнание порождает враждебность. Когда на Северном Кавказе вахабиты начали партизанскую войну против Москвы, официальный Баку с ужасом подумал «и это религия?» После этого официальный Баку начал тотальную борьбу против всего, что имело отношение к религии.
Впоследствии вахабитское течение стало распространяться и в Азербайджане. В Баку сторонники этого течения (не без согласия властей) стали строить мечети. Вахабиты дали старт пропаганде против шиизма и суннизма, стали привлекать на свою сторону молодежь. Они набирают силу и готовы выступить против власти.
Приверженцы этого течения из-за внутренних распрей совершили теракт в принадлежащей им мечети «Абубекр», после чего страхи официального Баку еще более усилились. Власти все еще не избавились от этого страха.
Официальный Баку вновь демонстрирует свое неумение и неопытность.
Комитет по работе с религиозными структурами ничего не предпринял для урегулирования ситуации и ограничил свою деятельность лишь регистрацией религиозных общин. Одним словом, отношения между государством и религией находятся в плачевном состоянии.
Распространение вахабизма в Азербайджане надо было пресечь законным путем и в самом начале, теперь же официальный Баку в страхе.

Какое отношение к радикализму имею азан, мечеть и хиджаб?

Страх официального Баку дошел до того, что власти запретили азан, стали закрывать и сносить мечети. Таким образом, в лице верующих власти приобрели еще одного противника, еще одну группу недовольных. Протесты верующих множатся, их география ширится, число участников растет.
Официальный Баку так и не понял, что радикализм искать в азане, мечети или хиджабе не надо. Не надобно его искать и в шиизме, столь далеком от радикализма. Однако попытка грубо лишить верующих их ритуалов, может привести к радикализму. Ситуация с хиджабом говорит о том, что уступок не будет, поскольку для верующих это вопрос чести.

Хиджаба – как политический фактор

Высказывания иранских религиозных деятелей в поддержку хиджаба в Азербайджане еще более осложнили ситуацию. Официальный Баку расценил это как вмешательство во внутренние дела. Вмешательство иранской стороны стало третьим по счету. В первый раз это было связано с азаном, второй со сносом мечети «Фатмеи Захра». Примечательно, что в обоих случаях власти Азербайджана уступали давлению.
Сегодня официальный Баку не воспринимает хиджаб, как религиозный фактор. По этой причине, идти на уступки власти не намерены. Административные аресты верующих, выступивших в поддержку хиджаба, тому подтверждение. Не исключено, что власти могут прибегнуть и к массовым арестам.
Однако, если духовные лидеры вынесут фетву, имеющую силу закона для верующих, то властям придется не сладко.

Опасность для власти

Политика властей привела к сильному ослаблению демократической оппозиции, которая боролась за власть цивильным путем. В настоящее время единственной организованной силой стали верующие, которые могут претендовать на власть.
Если власти сделают шаг назад в вопросе хиджаба, то заработают сторонников, но позиция верующих укрепиться еще больше, и они будут набрать силу и дальше. В таком случае, их претензии на власть будут серьезными и обоснованными. Осознавая это, власти пытаются ослабить верующих.
Давление на религиозные общины, в том числе и Управление мусульман Кавказа, будет усиливаться, и 2011 год станет годом притеснения верующих. Это можно расценивать и как подготовку официального Баку к 2013 году, когда состоятся очередные президентские выборы.


Если Иран усилит давление

Безусловно, что Иран усилит давление на Азербайджан из-за запрета на хиджаб, но не из-за любви к верующим. Иран хочет держать официальный Баку под давлением, что является политическим вопросом, исходящим из отношений Тегерана к Западу и к его союзнику - Азербайджану. Иран хочет превратить Азербайджан в своего союзника, и главная роль отводится азербайджанским шиитам, руками которых Тегеран хочет "таскать каштаны из огня".
Однако официальный Баку не намерен отступать, и, похоже, Баку придется обратиться к Западу, дабы выдержать натиск Ирана. Не исключено, что Азербайджан даст согласие на ввод войск Западных стран – лишь бы сохранить суверенитет, а точнее власть.
С тех пор, как Азербайджан выступает на политической арене в качестве независимого государства, для Ирана вопросом номер один является формирование в Азербайджане проиранской ориентации. Независимый Азербайджан является примером для национально-освободительной борьбы в Южном Азербайджане. Поэтому, Тегеран хочет видеть в Азербайджане своего союзника.

Тофик Туркель

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения