Интересный форум про Азербайджана, об Азербайджанцев, Видео уроки азербайджанского языка для русских, словари, отношения азербайджанцев русским, о любви, о браке, история


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

1Ислам в Азербайджане Empty Ислам в Азербайджане Пт Окт 21, 2011 8:49 pm

PATRIOT
PATRIOT
Ислам в Азербайджане
Ислам является основной религией в Азербайджане; по данным исследовательского центра Pew Research от 2009 года около 99,2 % населения страны составляют мусульмане[1]. Абсолютное большинство населения Азербайджана принадлежит к шиитской ветви ислама (джафаритский мазхаб), меньшинство — к суннитской (в основном ханафитский мазхаб). Приблизительно 85 % населения Азербайджана являются мусульманами-шиитами и 15 % мусульман-суннитов

Ислам в Азербайджане
Ислам Процент
Шиитского Ислама

85 %
Суннитского Ислама

15 %

История

Ислам проник на территорию современного Азербайджана в середине VII века, во время вторжения арабов в Закавказье. В период правления Арабского Халифата в городах повсеместно строились мечети, сюда происходит переселение ряда арабских семей (которые смешиваются с местным населением) В VII—VIII веках вместе с арабским языком в регион заносится арабская письменность.
[править] XVI—XX века

В начале XVI века начинается взлёт династии Сефевидов, во главе которой стоял шейх Исмаил I. Опираясь на объединение тюркских кочевых племён кызылбашей, он предпринял поход против ширваншахов, овладел Шемахой и Баку, а затем разгромил правителя Ак-Коюнлу. После того как в 1501 году Исмаил I захватил Тебриз и провозгласил себя шахом, он объявил иснаашаритское (двунадесятники) направление шиитского ислама государственной религией, несмотря на преобладание мусульман-суннитов на вновь приобретённых территориях[3]. Шах издал указ, «дабы на площадях [люди] распусти­ли языки для поругания и проклинания Абу-Бекра, Омара и Османа, а всякому, кто стал бы противиться, отсекали бы голову». Кровавые гонения на суннитов, а также на «крайних» шиитов, про­исходили повсюду, где утвердилась власть Сефевидов[4]. В XVI—XVII веках территория Азербайджана, как и всего Закавакзья, превратилась в арену ожесточённых османо-сефевидский войн. Продолжавшаяся более столетия (1514-1639) борьба между Османской и Сефевидской империями протекала под идеологической оболочкой религиозной борьбы между суннитами и шиитами[5]. Османский хронист Ибрахим Рахимизаде описывает как с приходом османских войск в Ширван местные сунниты расправлялись с кызылбашами-шиитами:
« Каждый мусульманин, каждый верующий, будь-то взрослый или юный, занялись розыском сорхсаров. Если это было необходимо, то они сами же отрубали головы попадавшихся им в руки [кызылбашей], разоблачали мятежников. Ширванские сунниты ежедневно со свирепостью тигров обыскивали окрестности, и если случалось им схватить какого-либо безбожника, то с возгласами «Аллах – Аллах» они приводили его на площадь и с чувством удовлетворения предавали его казни[6]. »

При Сефевидах на территории Азербайджана существовало 4 бейлербейства — Азербайджанское[7], Чухур-Саадское, Карабахское и Ширванское. В каждом бейлербействе были шейх-ал-ислам, ведавший делами шиитского духовенства и шариатскими судами, садр, ведавший вакфными имуществами и подчинённый дивану высокого садра всего государства (садр-ас-судр — «садр садров»). В городах и больших населённых пунктах беглербегства были казии — главы местного шиитского духовенства[8].

Аббас-Кули-Ага Бакиханов сообщал, что Бакинский уезд, половина Ширванского уезда, весь Сальян, часть Шекинского и Кубинского уездов состояло из шиитов; половина Ширвана, большая часть Шеки и Кубы — из суннитов, причём кубинские, шекинские и ширванские сунниты являлись ханафитами[9]. Как отмечает Тадеуш Свентоховский, российские данные 1830-х гг. показывают, что соотношение шиитов и суннитов в Азербайджане было с небольшим преимуществом в пользу последних, и на 1848 год эта пропорция составляла 50:50, но уже в 1860-х в результате подавления сопротивления северокавказских горцев и массовой эмиграции мусульман-суннитов в Османскую империю, доля суннитов значительно снизилась и большинство населения стали составлять шииты-двунадесятники (иснаашариты) джафаритского мазхаба[10].

Согласно Энциклопедическому слоаварю Брокгауза и Ефрона, издававшегося в конце XIX — начале XX веков, из всех губерний и областей на Кавказе мусульмане-шииты преобладали в Бакинской губернии[11]. По данным на 1886 год, 36,28 % населения Елизаветпольской губернии составляли мусульмане-шииты, 25,20 % — мусульмане-сунниты и 0,42 % — али-аллахи[12]. По тем же сведения 93,03 % населения Закатальского округа состояло из мусульман-суннитов[13]. В Нахичеванском уезде преобладали мусульмане-шииты, составлявших 57 % населения уезда[14]. По всероссийской переписи 1897 года в Бакинской губернии проживало 676 243 мусульман[15], в Елизаветпольской — 552 822 мусульманина[16].

2Ислам в Азербайджане Empty Re: Ислам в Азербайджане Пт Окт 21, 2011 8:50 pm

PATRIOT
PATRIOT
Ислам в Советском Азербайджане

В апреле 1920 года в Азербайджане была установлена советская власть. Несмотря на первые после прихода большевиков к власти эксцессы и столкновения с исламом, советская власть довольно быстро нашла общий язык с духовенством. До 1929 года официальная политика в отношении мусульманства в СССР была наиболее благоприятной по сравнению с линией, проводившейся в отношении иных исповеданий и религиозных групп[17]. Поворотный момент между властью и религией наступает во второй половине 20-х годов. В 1927—1928 годах разворачивается кампания по снятию чадры. В ходе избирательной кампании 1928—1929 годов свыше 10 тыс. азербайджанок сняли чадру, причём толко в течение 1929 года около 270 тыс. женщин в республики сбросили чадру[18]. В 1930-х годах разворачивается преследование духовенства, закрываются мечети. В 1933 году по всей республике осталось всего 17 мечетей, из которых 11 были шиитскими, 2 суннитские и 4 смешанные, где шииты и сунниты по очереди совершали в них намаз[19]. Свиетоховский пишет:

Как религия ислам, несомненно, понёс страшный урон от репрессий и атмосферы террора. Его ритуалы уже не соблюдались публично, религия была «приватизирована» и спрятана в недрах семейной жизни — наиболее стабильного и консервативного социального института в Азербайджане. Некоторые учёные отмечали, что женщины, которые получили больше, чем кто либо, от ранней советской секуляризации, приобретя скорее формальное, чем реальное равенство прав, впоследствии взяли на себя роль защитников традиций, куда входило и сохранение элементарной исламской идентичности[20].

Абасов следующим образом описывает состояние ислама того времени:

Ислам — реальный ислам, а не его культурные и психологические следствия — остался в деревне, особенно в некоторых, упорно сохраняющих религиозность, преимущественно шиитских регионах (Ленкорань, Апшерон). Но это, если так можно выразиться, «тёмный» ислам. За 70 лет советской власти Коран так и не был переведён на азербайджанский язык, напротив, власти этому всячески препятствовали. В отличие от высокообразованных религиозных деятелей Ирана, в Азербайджане ислам был отдан на откуп полуграмотным муллам, так как все обучавшиеся в царское время в Наджафе и Шаме азербайджанские религиозные деятели были уничтожены ещё до войны. Между тем, решая «проблему» мечети, большевики закрывали глаза на многочисленные случаи поклонения пирам и другим святым местам. В Масаллинском, Биласуарском, Джалилабадском и Ленкоранском районах, где уровень религиозности населения был очень высок, намазы и праздники происходили тайно по домам или же в священных местах — пирах. Те же процессы проистекали в Казахском, Таузском, Шамхорском, Евлахском, Дивичинском и Кусарском районах, население которых отправляло религиозные обряды тайно на домах и в святых местах[19].

В 1976 году в Азербайджане было 16 зарегистрированных мечетей и одна медресе[21], а в 1985 году насчитывалось всего 18 зарегистрированных мечетей[19]. В 1989 году в Баку возник Исламский университет.
[править] Современное время

Ислам в Азербайджане переживает время расцвета [22][23].

В 1991 году в Азербайджане возникла Исламская партия Азербайджана.

18 августа 1992 года Милли Меджлис принял Закон «О свободе вероисповедания», в котором провозглашалось отделение религии от государства, взаимное невмешательство их в дела друг друга, равенство перед законом всех религий и.т.п.[19]. Ст. 18 Конституции Азербайджана 1995 года провозглашает:

I. В Азербайджанской Республике религия отделена от государства. Все вероисповедания равны перед законом.
II. Запрещается распространение и пропаганда религий (религиозных течений), унижающих достоинство личности и противоречащих принципам человечности.
III. Государственная система образования носит светский характер[19].

3Ислам в Азербайджане Empty Re: Ислам в Азербайджане Пт Окт 21, 2011 8:50 pm

PATRIOT
PATRIOT
Духовное управление мусульман Закавказья

Основная статья: Управление Мусульман Кавказа

Духовное управление мусульман Закавказья — было учреждено И. В. Сталиным в 1943 году [24], объединяет не только мусульман Азербайджана, но и всего Закавказского региона. Резиденция Управления находится в Баку. Возглавляет это духовное управление избранный в 1980 году Шейх-уль-ислам Гаджи Аллахшукюр Паша-заде. После обретения Азербайджаном независимости данная структура была переименована в Управление Мусульман Кавказа.[25] Глава мусульман-шиитов Закавказья носит титул Шейх-уль-ислам, «старейшина ислама». Этот почетный титул возник еще в X веке среди факихов и суфиев.

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения