Первая магистральная железная дорога в Азербайджане Баку—Сабунчи—Сураханы, была построена 1880 году за казенный счет, и организационно принадлежала обществу «Баку—Сурахининской железной дороги»[6]. В 1883 году с вводом в эксплуатацию железной дороги Баку—Тифлис, железные дороги в пределах Азербайджана и Грузии, были объединены в общество «Закавказской железной дороги», в составе которой железные дороги в Азербайджане, функционировали вплоть до 1918 г. когда была провозглашена независимость Азербайджана с созданием Азербайджанской Демократической Республики. После 28 апреля 1920 году, с захватом Азербайджана со стороны большевистской России, железные дороги Азербайджана, вновь были объединены с железными дорогами Грузии в Закавказскую железную дорогу, и функционировала в его составе до 1945 году, когда вновь были выведены из его состава, с созданием Азербайджанской железной дороги. В 1953 году дорога вновь была объединена с Закавказской железной дорогой, а в 1955 году. вновь выведена из его состава. В 1963 году. Закавказская и Азербайджанская железные дороги вновь были объединены в единую Закавказскую железную дорогу, функционировавшую до 1967 года, когда Азербайджанская железная дорога была окончательно выведена из состава Закавказской железной дороги[4]. С развалом СССР, и провозглашением независимости Азербайджана, его железные дороги, были выведены из состава Министерства Путей Сообщения СССР, с созданием Азербайджанской государственной железной дороги — ADDY, которая в 2009 году была преобразована в акционерное общество закрытого типа — QSC «Azərbaycan Dəmir Yollari» (Азербайджанские Железные Дороги).
Железные дороги Азербайджана обслуживали как экономические потребности самого Азербайджана, так и всего Южного Кавказа[4], а также транзит в страны Ближнего Востока, Иран, Турцию[4]. Железные дороги Азербайджана обеспечивали 80 % всего транзита грузовых перевозок между Закавказской железной дорогой и остальной сетью железных дорог СССР. Причиной этому было как ограниченная пропускная способность Абхазской ветки Закавказской железной дороги, связывавшей Закавказскую железную дорогу с сетью железных дорог СССР, так и более развитая инфраструктура железных дорог Азербайджана, основные магистрали которого пролегают по равнинной местности, двухпутные, полностью электрифицированные, располагают большими мощностями по переработке грузов и пропускной способностью.
История строительства, ввода в эксплуатацию и использования железных дорог
Перевозка нефти по Баку—Сабунчи—Сураханинской жд. 1884 г.
Бакинский вокзал в конце 19 в.
Поезд с нефтью на станции Баку
1880 год — в экспулатацию введена первая железная дорога широкой колеи (1524 мм) на территории современного Азербайджана — участок Баку—Сабунчи—Сураханы, который предназначался для перевозок нефти из месторождений на Апшеронском полуострове в Бакинский порт.
В 1883 году в эксплуатацию была введена магистральная железная дорога Баку—Елизаветполь—Тифлис.
В 1890 году была построена железная дорога Баку —Дербент—Петровск-Порт, которая соединила Азербайджан с основной территорией Российской империи.
1900 год — введена линия Баку—Баладжары—Дербент—Петровск-Порт
1908 год — введена линия Улуханлы—Шарур—Джульфа
В 1912 году была начата прокладка узкоколейной железной дороги Евлах—Барда—Агдам—Степанакерт—Шуша. В 1914 году работы были приостановлены из-за Первой мировой войны[7]
В 1936 году в эксплуатацию были введены линии Алят—Минджевань, Минджевань—Кафан и Сабунчи—Маштаги—Бузовны
В 1941 году после завершения начатого в 1939 году[8] строительства линии Джульфа—Минджевань через Минджевань было открыто сквозное движение, а ветка Минджевань—Кафан стала тупиковым ответвлением от линии Джульфа — Минджевань—Османлы-Новые. В том же году была введена линия Аджигабул — Османлы — Астара (с ответвлениями).
Кольцевые ветки в Баку и Баладжарах — 1936—1942 гг.
Евлах—Степанакерт (изначально узкой колеи 950 мм, перешита отдельными участками в 1955—1970 гг.)- 1942 г.
В течение 1948—1949 была введена в эксплуатацию линия Сураханы—Кала—Бузовны
1950 год — введена линия Алабашлы—Кушчинский мост
В 1953—1957 годах были построены линии на Апшеронском полуострове
1958 год — введена линия Мингечаур—Гидроузел
1952 год — введена линия Баглар—Бильгя
В течение 1968—1970 годов была построена линия Бильгя-Пиршаги—Сумгаит
1970 год — открыта линия Гюздек-Наливная
1971 год — введена линия Аджигабул (Кази-магомед)—Ширван (Али-Байрамлы)
1972 год — введена линия Гюздек—Карадаг
1973 год — введены линии Джорат—Сумгаит-Гл. и Забрат II—Пиршаги
1985 год — построена линия Евлах—Белоканы
Конец 1980-х — начало 1990-х: железнодорожное движение на участках Джульфа—Минджевань—Горадиз (в том числе и на участке Карчивань—Мегри на территории Армянской ССР) и Евлах—Степанакерт прекращено из-за Карабахского конфликта.
1994 год: восстановлено движение на участке к востоку от Горадиза