До 1991 г. Азербайджанская железная дорога организационно состояла из трех отделений (Бакинское, Гянджинское и Нахичеванское). После обретения независимости Азербайджана, и отделения его железных дорог от структуры МПС СССР, были проведены реформы по организационной структуре.
Так из трех отделений, две (Бакинская и Гянджинская) были ликвидированы и переданы в прямое управление службы движения. Кроме того взамен ранее существовавших главных управлений служб локомотивного, вагонного хозяйства, службы пассажирских перевозок, были созданы производственные объединения — ПО, к которым и переподчинялось инфраструктура ранее принадлежавшая службам. Так все локомотивные депо, были введен в состав ПО «Локомотив». Особенностью и положительным свойством данных реформ, служила ликвидация, ранее существовавших и дублирующих друг друга органов.
Общая протяженность железных дорог — 2125 км.
из них двухпутные — 800 км.
развернутая длина — 2995 км.
Электрифицировано (постоянный ток 3КВ) — 1278 км.
автоматической блокировкой оборудованы — 1600 км.
Организационная структура АЖД состоит из руководства (начальник жд, заместители, главный инженер), объединений, производственных объединений — ПО, служб и предприятий. Объединения:
Управление перевозочными процессами
Материально-технического снабжения
Рабочего снабжения
Производственные объединения:
ПО «Локомотив»
ПО «Вагонсервис»
ПО «Путевое хозяйство»
ПО «Электроснабжения»
ПО «Сигнализации и Связи»
Службы:
Финансов
Международных отношений
Статистики и Экономического планирования
Тарифов и Транспортного сервиса
Технической
Экономики и Труда
Безопасности
Санитарно-медицинской
Предприятия:
Завод железобетонных конструкций
Вагоноремонтный завод
Гравийный завод
Рельсосварочный поезд
Главная дистанция водоснабжения
Эксплуатации гражданских сооружений
Технического снабжения
В состав АЖД, также на правах дорожного предприятия входит Бакинская ДЖД.
Подвижной состав
На железных дорогах эксплуатируется подвижной состав следующих серий:
Электровозы ВЛ8, ВЛ23, ВЛ11м, ВЛ10у, Е4s. Ранее в эксплуатации находились электровозы ВЛ22м
Тепловозы магистральные ТЭ3, 2М62, 2ТЭ10м/3ТЭ10м.
Тепловозы маневровые ТЭМ2, ТЭМ2у, ТЭМ2ум, ТЭМ2т, ЧМЭ3, ЧМЭ3т. Ранее эксплуатировались ТЭМ1.
Электропоезда ЭР2. Ранее эксплуатировались Ср3.