Джаназа - похоронная процессия
Смерть упоминается в Коране очень часто – 164 раза. Я приведу лишь некоторые аяты.
*Каждая душа познает вкус смерти. В Судный день сполна воздастся вам: кто избавлен будет от огня Ада и будет введен в Рай, – тот познает вкус успеха. А жизнь в этом мире – это обманчивое наслаждение.
*Всякая душа вкушает смерть; Мы испытываем вас злом и добром для искушения, и к Нам вы будете возвращены.
*Каждая душа вкусит смерть. Затем вы вернетесь к Нам.
*Скажи: «Ангел смерти, который приставлен для надзора за вами, поистине, заставит вас умереть, и тогда вы будете возвращены к Господу вашему»
*Поистине, ты смертен (о Мухаммад), и они смертны.
*И (погружение в) бесчувственную смерть вас приведет к познанью истины Господней, - то, чего всегда вы избегали.
*Так отчего ж (бездействуете вы), (когда его душа при выходе из тела) уж подступает к самой горловине? Вы только (можете) смотреть, Мы ж для него в сей миг гораздо ближе, но не увидеть это вам.
*Скажи: «Смерть, от которой вы бежите, настигнет вас. И вы будете возвращены к Тому, Кто знает все, что сокрыто и что явно; и обо всем, что совершили вы, Он вам напомнит».
*Когда (душа при выходе из тела) подступит к самой горловине, раздастся крик: «Кто ж исцелитель тот, кто жизнь вернуть ей сможет?» Тогда познает человек, что близок час разлуки. И тут одна голень примкнет к другой. И к Господу твоему в тот День пригон.
*Страсть к накоплению добра вас отвлекает от деяний должных до самой гробовой доски. Но нет, познаете вы скоро! И вновь, познаете вы скоро! Но нет же! Если бы вы знали знаньем достоверным, узрели бы вы пламя Ада. Поистине, вы оком достоверным увидите его! Поистине, в тот День сполна с вас спросят за греховные услады, (что вы вкусили на земле).
С Сунной Пророка
1.Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что Пророк "_ сказал: «Чаще вспоминайте разрушительницу удовольствий», то есть смерть.
Ученые Ислама сказали об этом хадисе, что он очень лаконичен: в нем мало слов, но он содержит в себе огромный смысл, он совершенен с точки зрения поучения, увещевания. Это на самом деле так, ведь кто действительно вспоминает о смерти, трудностях ее переживания и боится того, что последует после нее, тот забывает об удовольствиях этой жизни, ее преходящих ценностях.
Вспоминание смерти подавляет желание веселиться, радоваться благам этой жизни и напоминает о необходимости поклонения Аллаху. Человек, вспоминающий о смерти, перестает думать о том, что пока он молод, ему все дозволено, а Исламом он займется в будущем.
Смерть не щадит никого, и никто не знает, когда она придет. Возможно, завтра кого-то из нас не станет. А готовы ли мы к тому, чтобы отвечать за свои поступки, если Ангел смерти завтра спросит нас о них? А достаточно ли мы сделали богоугодных дел? Обо всем этом надо задуматься уже сегодня. Мы должны исправиться, встать на путь Ислама, стать такими, чтобы нами был доволен Аллах, и чаще вспоминать о смерти – «разрушительнице удовольствий» и надежд на долгое будущее, пока еще не стало поздно…
2. Абу Хурайра рассказал, что Пророк "_, навещая могилу своей матери, плакал. И плакали те, кто был рядом с ним. После чего он сказал: «Я просил Аллаха простить ей ее грехи, но Он не разрешил этого делать [т.к. она умерла немусульманкой]. Затем я попросил разрешения посещать ее могилу, и Аллах разрешил это. Так навещайте же кладбища, поистине, они напоминают вам о смерти».
Ибн Мас’уд передал, что Пророк "_ сказал: «Раньше я запрещал вам посещать кладбища, теперь же я разрешаю вам это. Посещайте их, поистине, это делает вас аскетичными в этой жизни и напоминает вам о будущей».
3. Слова Пророка «Умный из вас тот, кто является хозяином собственной души и действует ради того, что будет после смерти. Беспомощным из вас является тот, кто следует желаниям своей души и тешит себя надеждами, считая, что Аллах смилостивится над ним».
Мусульманин, если он хозяин своей души, подчиняет ее себе, то есть он не является рабом своих низменных желаний. Он свободен от них, его дела направлены на то, что будет после смерти, то есть он стремится к встрече с Аллахом, надеясь заслужить Его благодарность, получить от Него награду и занять место в Раю. Он готовится к загробной жизни: выполняет дела, угодные Аллаху, не возвращается к своим прежним грехам и часто вспоминает Всевышнего Аллаха. Мусульманин знает, что только эти действия приносят пользу и могут помочь ему в Судный день.
Беспомощный же человек покорен своим желаниям, он небрежен по отношению к Аллаху и к своим обязанностям перед Ним. Вместе с этим, он считает, что Аллах простит его. Нет, уважаемые братья и сестры в Исламе! Этот человек находится в крайнем заблуждении. Именно сопротивление Аллаху и надежда на Его прощение – это не что иное, как тщеславие и высокомерность. Поистине, законы Аллаха и Его запреты обязательны для всех людей.
Хасан Аль-Басри сказал: «Есть такие люди, увлечениями которых являются их собственные желания. [Умерев,] они выходят из этой мирской жизни, и нет у них ни одного благого дела».
Всевышний Аллах сказал:
*Но то понятие о вашем Боге, что вы измыслили себе, вас погубило. – Теперь вы пребываете средь тех, кто (навсегда для Господа) потерян.
О смерти и ее муках
1. Определение смерти учеными. Смерть – это полное прекращение жизнедеятельности, расставание, разъединение, изменение, переход из одного состояния в другое.
2. Хадис. Абу Хурайра Ибрагим бин Хадаба, ссылаясь на слова Анаса бин Малика, передал, что Пророк "_ сказал: «Поистине раб (Аллаха) борется с муками смерти и ее агонией. И каждый сустав тела прощается с остальными: «Мир тебе, мы оставляешь меня, а я – тебя до Судного дня».
Шейх Аль-Мухасаби в своей книге «Наблюдение» привел следующий хадис:
«Всевышний Аллах сказал пророку Ибрагиму, мир ему: «О мой любимый (пророк)! Как ты находишь смерть?» Он ответил: «Словно раскаленный гребень, которым расчесывают мокрую шерсть». Аллах сказал: «Это еще Мы облегчили тебе, о Ибрагим».
Рассказывают также, что к пророку Мусе, мир ему, когда тот находился при смерти, обратился Аллах: «Как ты находишь смерть?» Он сказал: «Я чувствую себя словно птица, которую живой положили на раскаленную сковородку: она не может умереть, чтобы успокоиться от этих мук, и не может спастись и улететь». О нем же рассказывают, что он сказал: «Я словно овца, с которой мясник сдирает кожу своими руками, а она еще жива».
Сказал Иса сын Марйям: «О апостолы! Молите Аллаха, чтобы Он облегчил вам вашу агонию!»
Рассказывается также, что смерть – страшнее, чем удары мечом, чем распиливание пилой, чем разрезание ножницами. Абу Нагим и Аль-Хафиз в книге «Наряды» приводят хадис от Макхуля со слов Василя бин Аль-Аска’, что Пророк "_ сказал: «Клянусь Тем, в чьих руках моя душа, встреча с Ангелом смерти страшнее, чем удар мечом».
3. Хадис. Со слов Аиши (в то время как Пророк "_ лежал при смерти): «В моих руках был кувшин или банка с водой, и он (Пророк) опускал в нее руки, а затем обтирал ими свое лицо. После этого он сказал: «Нет бога, кроме Аллаха. Поистине, у смерти – (страшной силы) агония». Затем еще раз набирал в руки воду и говорил: «Быстрее бы к Аллаху». Он делал так до тех пор, пока не была взята его душа, после чего он умер».
Также Аиша сказала: «Я никого не могу обрадовать тем, что смерть легка, после того как видела тяжелую смерть Пророка ».
4. Ученые говорят: «Если такие тяжелые муки испытывали пророки и посланники – самые богобоязненные и любимые Аллахом люди, - так что же будет с нами?» Почему мы не задумываемся об этом? Почему не готовимся к смерти, пока еще есть время?..
*Скажи: «Это – великое послание, а вы от него отвращаетесь».
Я считаю достаточным хадис Аль-Бара’ бин Азиба для объяснения положения умирающего в момент взятия его души и во время его нахождения в могиле. Он сказал:
«Однажды мы вышли вместе с Пророком "_, и мимо нас проходили похороны одного из ансаров. Мы находились рядом с могилой. Покойный еще не был погребен. Пророк "_ присел, и мы все сели вокруг него. Мы сидели молча и думали. В его руках была палка, которой он чертил что-то на земле, а затем, подняв голову, Посланник Аллаха "_ сказал: «Я ищу спасения у Господа от мучений могилы» и повторил это два или три раза. После этого он произнес:
«К верующему рабу Аллаха по окончании мирской и встрече с загробной жизнью спускаются ангелы с небес. Их лица белы словно солнце, они несут саван из саванов Рая и бальзам из бальзамов Рая. Они садятся рядом с верующим на расстоянии взгляда.
После этого приходит Ангел смерти, мир ему, садится у головы (раба Аллаха) и произносит: «О прекрасная душа! Выходи к прощению Аллаха и Его довольствию (тобой). Она выходит из тела, как капля за каплей стекает вода из бурдюка, и Ангел забирает ее. Он обмазывает ее тем бальзамом и укутывает в тот райский саван, и запах этого бальзама подобен запаху самых лучших духов, имеющихся на земле.
Ангелы поднимаются с этой душой по небесам, и нет таких ангелов, чтобы не сказали: «Что это за прекрасная душа?» Ангелы ответят: «Это такой-то, сын того-то» и назовут имя обладателя этой души самым лучшим именем, которым его называли при жизни. Пройдя первое небо, они остановятся у дверей второго и попросят открыть их. Им откроют, и ангелы, узнав душу мусульманина, присоединятся к ней и проводят ее до следующего неба.
Так они дойдут до седьмого неба. И скажет Аллах, Велик Он и Славен: «Запишите Книгу Деяний раба Моего в ‘Иллийун! И верните его в землю; поистине, из нее Я сотворил их (людей), в нее верну и из нее Я выведу их в следующий раз».
После этого душа возвращается в свое тело (находящееся в могиле). И придут к мусульманину два ангела и спросят его: «Кто твой Господь?» Он ответит: «Мой Господь – Аллах». Они спросят: «Какая твоя религия?» Он скажет: «Моя религия – Ислам». Ангелы спросят: «Кто этот человек, который был послан к вам?» Он ответит: «Это – Посланник Аллаха "_». Они спросят: «Что ты делал?» Он ответит: «Читал Книгу Аллаха, уверовал в нее и посчитал правдой все, что в ней говорится».
Тогда раздастся голос с небес: «Этот раб говорит правду! Так постелите же ему постель из Рая, оденьте его в одежду из Рая и откройте ему дверь в Рай». Дойдет тогда (до могилы верующего) запах Рая, увидит он его прекрасы, и расширится его могила на расстояние взгляда.
Затем к нему придет человек с симпатичным лицом в красивой одежде и с приятным запахом и скажет: «Радуйся же тому, что тебе нравится! Это – тот день, который был тебе обещан». Мусульманин спросит его: «Кто ты? Твое лицо – это лицо человека, пришедшего с доброй вестью». Он ответит: «Я – твои праведные дела». Верующий взмолится: «О Господь мой, ускорь наступление Судного дня, чтобы я вернулся к своим родственникам и имуществу!»
Пророк Мухаммад продолжал:
«Поистине, к неверующему рабу Аллаха, находящемуся при окончании своего пути в этом мире и встрече с загробной жизнью, спускаются ангелы с небес. Их лица черны и в их руках грубая, жесткая одежда. Они находятся на расстоянии взгляда, и в это время приходит Ангел смерти, садится у головы (раба Аллаха) и произносит: « О мерзкая душа! Выходи к недовольству Аллаха тобой!» Спрячется тогда душа в теле, и вырвут ее ангелы оттуда, как вырывается гребень, продетый сквозь мокрую шерсть.
Достав душу неверного, ангелы будут брезгливо держать ее в своих руках и, как можно быстрее, завернут ее в приготовленную ими грубую одежду. Она будет издавать самый противный и мерзкий запах падали, какая только имеется на земле.
Они поднимаются с ней по небесам, и нет таких ангелов, которые не скажет: «Что это за мерзкая душа?» Ангелы ответят: «Это такой-то, сын такого-то» и назовут этого человека самыми позорными именами, которыми только его называли при жизни. Пройдя первое небо, они остановятся у дверей второго и попросят открыть их, но никто им не откроет».
После этого Пророк прочитал:
*Врата небесные не отворятся и в Рай им не войти, пока верблюд через игольное ушко не протеснится.
И скажет Аллах, Велик Он и Славен: «Запишите его Книгу Деяний в Сиджин! Отправьте его в землю». И скинут тогда его душу с небес».
Затем Пророк прочел:
*Ведь тот, кто прочит соучастников Аллаху, тому подобен, кто упал с небес и (жертвою) подхвачен птицами (земли), иль ветром занесен в далекие края™
Затем вернется душа неверного в свое тело. Подойдут к нему два ангела, сядут рядом с ним и спросят: «Кто твой Господь?» Он скажет: «Хах, хах, не знаю…» Спросят: «Какая твоя религия?» Он ответит: «Хах, хах, не знаю…» Ангелы спросят: «Кто этот человек, которого посылали к вам?» Неверующий скажет: «Хах, хах, не знаю…»
Тогда раздастся голос с небес: «Этот человек – лжец, так постелите же ему постель из Ада и откройте ему дверь в Огонь». Откроется дверь и обдаст его жаром и сухим воздухом из Ада, и будет сужена могила неверующего так, что ребра переломаются.
Придет к нему человек с уродливым лицом в отвратительной одежде и с неприятным запахом и скажет: «Обрадуйся тому, что тебе противно, это – тот день, который был тебе обещан». Неверный спросит: «Кто ты? Твое лицо – это лицо человека, пришедшего с печальной новостью». Тот ответит: «Я – твои мерзкие дела». И взмолится тогда человек: «О Господь, пусть никогда не наступает Судный день!»
5. О братья и сестры в Исламе, читающие эту книгу! Пришло время человеку, забывшему об Аллахе, насторожиться и вспомнить о смерти, пока она не атаковала первой, пока не напоила своим горьким ядом, пока продолжаются движения, пока не остановилось дыхание, пока не уложили нас на носилки и не отнесли на кладбище.
Помните, кто сажает виноград – его и собирает, а кто сажает кактусы – тому придется их собирать. Так не является ли временем пожинания плодов приход Ангела смерти?
О подготовке к смерти
Мусульманину необходимо быть готовым к смерти каждый миг: ночью или днем, во сне или во время бодрствования. Готовность к смерти определяется наличием следующего:
Вера в принцип единобожия (нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Аллаха) и действия согласно требованиям этого принципа.
Ежедневно соблюдать пять обязательных молитв (намазов), а также выполнять дополнительные (сунна, нафиль, кыями-лляйль, витр и т.д.).
Читать Коран, размышлять над его смыслом, действия согласно ему. Читать Коран днем и среди ночи, а также перед обязательными намазами. Полностью прочитывать Коран, как минимум, один или два раза каждый месяц.
Читать Сунну Пророка "_ (т.е. хадисы), следовать тому, что Сунна приказывает и остерегаться того, что она запрещает.
Стремиться быть в обществе праведных мусульман, постоянно вспоминающих Аллаха, извлекать пользу от общения с ними для улучшения собственной веры и жизни.
Приказывать одобряемое и удерживать от порицаемого, придавая этому большое значение.
Для осуществления вышеописанных требований необходимо постоянное вспоминание смерти путем:
а) посещения могил для размышления, наблюдения, получения выводов;
б) посещения людей преклонного возраста в их домах, особенно родственников. Ведь молодость не дана навечно, за ней обязательно наступит беспомощная старость. Таким образом, необходимо использовать свою молодость на благие поступки, пока не наступила старость;
в) посещения больных и наблюдения за ними, за различием существующих болезней. Следует благодарить Аллаха за собственное здоровье, прилагая как можно больше сил для поклонения Аллаху, пока, не дай Аллах, не случилась с тобой какая-нибудь болезнь.
На основании вышеизложенного ты получишь следующие результаты:
а) обновление покаяния (тауба);
б) появление удовлетворения собственным положением;
в) пролонгированная активность в поклонении.
Однако если мусульманин невнимателен в покорности Аллаху и Его Пророку "_, несерьезно относится к Исламу, имеет недостатки в поклонении – это результат небрежного, ленивого и безразличного отношения к поклонению.
О усердный и старательный в покорности Аллаху и Его Посланнику "_! Обрадуйся тем, что за свое прилежание ты получишь Рай, размеры которого как небо и земля, обещанный богобоязненным.
О ты, ленивый, небрежный к покорности Аллаху и Пророку "_! Знай, что ты многое упустил и потерял.
Приход смерти, признаки хорошего и плохого конца
Во-первых, человеку, находящемуся при смерти необходимо:
1. Иметь готовое завещание, т.к. по словам Пророка "_: «Если (у мусульманина) есть что завещать, ему нельзя проспать две ночи без написанного завещания под его подушкой».
2. Хорошо думать об Аллахе, так как Пророк "_ сказал: «Пусть никто из вас не умирает, пока не станет хорошо думать об Аллахе».
3. Собрать в себе страх и надежду. Мусульманин, каким бы праведным он себя не считал, должен бояться наказания Аллаха за то, что он совершил в этой жизни. Вместе с этим, он должен надеяться на милость Аллаха, Его прощение и на все то, что Он имеет.
Как рассказал Анас, Пророк "_ вошел к юноше, находящемуся при смерти, и спросил его: «Как ты себя чувствуешь?» Тот ответил: «Клянусь Аллахом, о Пророк, я надеюсь на Аллаха и очень боюсь своих грехов». Пророк "_ сказал: «Поистине, если собираются в сердце раба Аллаха, находящегося в подобном положении (т.е. при смерти), надежда и страх, Господь обязательно даст ему то, на что он надеется, и защитит от того, чего он боится».
Во-вторых, люди, находящиеся рядом с умирающим, должны выполнять следующее:
1. Напоминать умирающему о том, чтобы он хорошо думал об Аллахе.
2. Подсказывать ему слова шахады:
ЛЯ ИЛЯХА ИЛЛЯ-ЛЛАХ - Нет бога, кроме Аллаха
согласно словам Пророка : «Поистине, подсказывайте вашему умирающему: (Ля иляха илля-Ллах – нет бога, кроме Аллаха)». Эти слова должен подсказывать самый близкий ему, самый мягкий и добрый с ним человек. Не нужно с силой требовать у умирающего произношение этих слов.
3. Говорить только хорошие слова, так как Пророк "_ сказал: «Когда вы приходите к больному или умирающему человеку, то говорите только хорошие слова. Ведь ангелы произносят «аминь» (т.е. да будет так) всему тому, что вы говорите».
В-третьих, признаками прихода смерти являются:
1. Умирающий человек видит Ангела смерти. Если этот человек был из людей счастья (а ими бывают только мусульмане), то он видит его в красивом виде, а ангелов милосердия, тоже находящихся рядом, - с белыми лицами. У них с собой саван и бальзам из Рая, и Ангел возвещает о Рае.
Если же этот человек был из людей несчастья (а это все немусульмане), то он видит Ангела смерти в другом виде, а ангелов наказания – с черными лицами. У них с собой саван и бальзам из Ада. Ангел смерти возвещает умирающего о будущем Аде.
2. В тот момент, когда умирающий видит Ангела смерти, у него кончаются силы, пропадает сопротивление смерти, и наступает покорность. Он начинает терять сознание, у него агония, отсутствует желание разговаривать. Он слышит все, но не может ответить, и видит, но не может понять, его сердце беспорядочно бьется. Он то приходит в себя, то вновь теряет сознание. Все это – трудности смертной агонии. О Аллах, облегчи нам нашу агонию!
В-четвертых, признаки, указывающие на наступление смерти:
1. Неподвижный взгляд. Об этом говорится в хадисе Ум Салямы: «Пророк "_ зашел к Абу Саляме, взгляд которого был неподвижен. Тогда Пророк "_ закрыл умершему глаза и сказал: «Поистине, когда уходит дух, взгляд следует за ним».
2. Отклонение носа налево или направо.
3. Слабость нижней челюсти – в частности – и всех остальных органов вообще.
4. Остановка сердца, прекращение его ударов.
5. Повсеместное охлаждение тела.
6. Примыкание правой голени к левой, или наоборот, т.к. Аллах Всевышний сказал: �И примкнет одна голень к другой.
В-пятых, что надо делать после того, как мы удостоверились в наступлении смерти:
1. Закрыть глаза умершему.
2. Закрыть ему рот.
3. В течение часа размягчить суставы его тела.
4. Положить какой-либо вес на живот умершего с целью избежать его вздутия.
5. Укрыть тело.
6. Провести похороны по возможности быстрее, т.к. Пророк "_ сказал: «Быстрее проводите похороны: если умерший был праведником, то быстрее несите его к добру, а если неверным – быстрее освободитесь от него».
7. Поскорее вернуть долги умершего в соответствии с хадисом Абу Хурайры, который передал, что Пророк "_ сказал: «Душа верующего связана со своими долгами, пока их не вернут».
В-шестых, результат:
А. Признаками хорошего конца считаются:
1. Хадис от Муаза: Пророк "_ сказал: «Тот, чьи последние слова были (Ля иляха илля-Ллах – нет бога, кроме Аллаха)» - войдет в Рай».
2. Хадис от Бурайды бин Аль-Хусайбы: Пророк "_ сказал: «Когда верующий умирает, его лицо покрывается потом».
3. Хадис от Абдуллы бин Амру: Пророк "_ сказал: «Нет такого мусульманина, умершего в пятницу или в ночь на пятницу, которого Аллах не спас бы от мучений могилы».
4. Смерть во время поклонения Аллаху, как, например, смерть во время молитвы, поста, хаджа, умры, джихада на пути Аллаха или призыва к Исламу и т.д.
5. К таким признакам относится восхваление усопшего, мусульманами, на что указывает хадис Анаса:
«Мы проходили рядом с похоронной процессией и слышали, что люди хорошо отзывались об умершем. Тогда Пророк "_ сказал: «Стал обязательным». Затем мы прошли мимо другой процессии, где люди плохо отзывались об умершем, и Пророк "_ сказал: «Стал обязательным». Тогда Умар бин Аль-Хаттаб спросил: «Что значит «стал обязательным»?» Пророк "_ ответил: «Тот, кого вспоминали по-хорошему, тому обязательным стал Рай, а тот, кого – по-плохому, тому обязательным стал Ад. Вы – свидетели Аллаха на земле».
6. Признаки, которые можно заметить на теле умершего:
а) улыбка;
б) поднятый указательный палец;
в) радостное, сияющее выражение лица, появившееся после обещания Ангелом смерти Рая.
Б. Признаками плохого конца считаются:
1. Если человек, умирая, придавал Аллаху сотоварищей, не выполнял намаз, небрежно относился к заповедям Аллаха и Его Посланника "_. Сюда же относятся люди, которые, умирая, слушали музыку, смотрели телесериалы и распущенные фильмы или принимали спиртное или наркотики, и вообще все те, кто выполнял запрещенное Исламом.
2. На теле умершего можно заметить нахмуренное, сморщившееся лицо, услышавшее весть о грядущем Аде – наказании Аллаха. Лицо такого человека, как и вообще все тело, приобретает черный оттенок.
И да поможет нам всем Аллах в минуту смерти!
С тремя хадисами
Хадис первый. Со слов Абу Рафи’а, да будет доволен им Аллах, Пророк "_ сказал: «Кто омывал мусульманина и скрыл его недостатки (трупный запах и проч.), тому Аллах простит 40 раз. [По другому тексту «тот очистится от своих грехов, будто заново родился», а по другому тексту «тому Аллах простит 40 смертных грехов.] И кто закутывал умершего в саван, того Аллах оденет в Судный день в одежды из райского шелка и парчи. И кто вырыл могилу и уложил в нее мусульманина, того Аллах наградит, дав ему место для жилья, в котором он будет жить до самого Дня воскресения».
Человек, омывший умершего, заслужил огромную награду от Аллаха, если соблюдал 2 условия:
1. Прикрывал ‘аурат* умершего и никому не рассказывал о том, что, возможно, увидел из неодобряемого.
2. Устремлял свое намерение к Аллаху, не искал своими действиями награды или поощрения. Ведь, как известно, Всевышний Аллах не принимает никаких деяний людей, кроме тех, которые искренне выполнены ради Него.
Хадис второй – сунна в омывании. Со слов Ум ‘Утайи, да будет доволен ею Аллах: «Пророк "_ зашел к нам в то время как мы омывали его дочь [Зайнаб], и сказал: «Обмойте ее водой с добавлением лотоса 3, 5, или 7 раз или еще больше, если видите необходимость в этом». Я спросила: «Нечетное число раз?» Он ответил: «Да», - а потом продолжал – «и в последний раз с добавлением камфоры или чего-нибудь камфорного».
После этого Пророк "_ сказал: «Начинайте мыть с правой стороны и с тех мест, которые омываются в тахарате. Когда закончите, позовите меня». Когда мы закончили и позвали его, он принес нам одеяло, сказав: «Закутайте ее».
[Ум ‘Утайя продолжает:] «Я расчесала ей волосы 3 раза (по другому тексту «распустила и вымыла»), затем мы заплели их в три косы: две на затылке и одну на лбу и запрокинули их за голову».
Хадис третий – верность (аль-Амана) в омывании. По словам Ибн Умара: «Пусть никто не омывает умерших, кроме верных людей, заслуживающих доверия».
Слово «верность» распространяется на все слова и поступки, в том числе и на омывание умерших. Заслуживающим доверие является мусульманин, соблюдающий 5 намазов в день и выполняющий их в обществе (т.е. джама’атом), а также известный своей честностью, верностью, характером и обращением с людьми.
Смерть упоминается в Коране очень часто – 164 раза. Я приведу лишь некоторые аяты.
*Каждая душа познает вкус смерти. В Судный день сполна воздастся вам: кто избавлен будет от огня Ада и будет введен в Рай, – тот познает вкус успеха. А жизнь в этом мире – это обманчивое наслаждение.
*Всякая душа вкушает смерть; Мы испытываем вас злом и добром для искушения, и к Нам вы будете возвращены.
*Каждая душа вкусит смерть. Затем вы вернетесь к Нам.
*Скажи: «Ангел смерти, который приставлен для надзора за вами, поистине, заставит вас умереть, и тогда вы будете возвращены к Господу вашему»
*Поистине, ты смертен (о Мухаммад), и они смертны.
*И (погружение в) бесчувственную смерть вас приведет к познанью истины Господней, - то, чего всегда вы избегали.
*Так отчего ж (бездействуете вы), (когда его душа при выходе из тела) уж подступает к самой горловине? Вы только (можете) смотреть, Мы ж для него в сей миг гораздо ближе, но не увидеть это вам.
*Скажи: «Смерть, от которой вы бежите, настигнет вас. И вы будете возвращены к Тому, Кто знает все, что сокрыто и что явно; и обо всем, что совершили вы, Он вам напомнит».
*Когда (душа при выходе из тела) подступит к самой горловине, раздастся крик: «Кто ж исцелитель тот, кто жизнь вернуть ей сможет?» Тогда познает человек, что близок час разлуки. И тут одна голень примкнет к другой. И к Господу твоему в тот День пригон.
*Страсть к накоплению добра вас отвлекает от деяний должных до самой гробовой доски. Но нет, познаете вы скоро! И вновь, познаете вы скоро! Но нет же! Если бы вы знали знаньем достоверным, узрели бы вы пламя Ада. Поистине, вы оком достоверным увидите его! Поистине, в тот День сполна с вас спросят за греховные услады, (что вы вкусили на земле).
С Сунной Пророка
1.Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что Пророк "_ сказал: «Чаще вспоминайте разрушительницу удовольствий», то есть смерть.
Ученые Ислама сказали об этом хадисе, что он очень лаконичен: в нем мало слов, но он содержит в себе огромный смысл, он совершенен с точки зрения поучения, увещевания. Это на самом деле так, ведь кто действительно вспоминает о смерти, трудностях ее переживания и боится того, что последует после нее, тот забывает об удовольствиях этой жизни, ее преходящих ценностях.
Вспоминание смерти подавляет желание веселиться, радоваться благам этой жизни и напоминает о необходимости поклонения Аллаху. Человек, вспоминающий о смерти, перестает думать о том, что пока он молод, ему все дозволено, а Исламом он займется в будущем.
Смерть не щадит никого, и никто не знает, когда она придет. Возможно, завтра кого-то из нас не станет. А готовы ли мы к тому, чтобы отвечать за свои поступки, если Ангел смерти завтра спросит нас о них? А достаточно ли мы сделали богоугодных дел? Обо всем этом надо задуматься уже сегодня. Мы должны исправиться, встать на путь Ислама, стать такими, чтобы нами был доволен Аллах, и чаще вспоминать о смерти – «разрушительнице удовольствий» и надежд на долгое будущее, пока еще не стало поздно…
2. Абу Хурайра рассказал, что Пророк "_, навещая могилу своей матери, плакал. И плакали те, кто был рядом с ним. После чего он сказал: «Я просил Аллаха простить ей ее грехи, но Он не разрешил этого делать [т.к. она умерла немусульманкой]. Затем я попросил разрешения посещать ее могилу, и Аллах разрешил это. Так навещайте же кладбища, поистине, они напоминают вам о смерти».
Ибн Мас’уд передал, что Пророк "_ сказал: «Раньше я запрещал вам посещать кладбища, теперь же я разрешаю вам это. Посещайте их, поистине, это делает вас аскетичными в этой жизни и напоминает вам о будущей».
3. Слова Пророка «Умный из вас тот, кто является хозяином собственной души и действует ради того, что будет после смерти. Беспомощным из вас является тот, кто следует желаниям своей души и тешит себя надеждами, считая, что Аллах смилостивится над ним».
Мусульманин, если он хозяин своей души, подчиняет ее себе, то есть он не является рабом своих низменных желаний. Он свободен от них, его дела направлены на то, что будет после смерти, то есть он стремится к встрече с Аллахом, надеясь заслужить Его благодарность, получить от Него награду и занять место в Раю. Он готовится к загробной жизни: выполняет дела, угодные Аллаху, не возвращается к своим прежним грехам и часто вспоминает Всевышнего Аллаха. Мусульманин знает, что только эти действия приносят пользу и могут помочь ему в Судный день.
Беспомощный же человек покорен своим желаниям, он небрежен по отношению к Аллаху и к своим обязанностям перед Ним. Вместе с этим, он считает, что Аллах простит его. Нет, уважаемые братья и сестры в Исламе! Этот человек находится в крайнем заблуждении. Именно сопротивление Аллаху и надежда на Его прощение – это не что иное, как тщеславие и высокомерность. Поистине, законы Аллаха и Его запреты обязательны для всех людей.
Хасан Аль-Басри сказал: «Есть такие люди, увлечениями которых являются их собственные желания. [Умерев,] они выходят из этой мирской жизни, и нет у них ни одного благого дела».
Всевышний Аллах сказал:
*Но то понятие о вашем Боге, что вы измыслили себе, вас погубило. – Теперь вы пребываете средь тех, кто (навсегда для Господа) потерян.
О смерти и ее муках
1. Определение смерти учеными. Смерть – это полное прекращение жизнедеятельности, расставание, разъединение, изменение, переход из одного состояния в другое.
2. Хадис. Абу Хурайра Ибрагим бин Хадаба, ссылаясь на слова Анаса бин Малика, передал, что Пророк "_ сказал: «Поистине раб (Аллаха) борется с муками смерти и ее агонией. И каждый сустав тела прощается с остальными: «Мир тебе, мы оставляешь меня, а я – тебя до Судного дня».
Шейх Аль-Мухасаби в своей книге «Наблюдение» привел следующий хадис:
«Всевышний Аллах сказал пророку Ибрагиму, мир ему: «О мой любимый (пророк)! Как ты находишь смерть?» Он ответил: «Словно раскаленный гребень, которым расчесывают мокрую шерсть». Аллах сказал: «Это еще Мы облегчили тебе, о Ибрагим».
Рассказывают также, что к пророку Мусе, мир ему, когда тот находился при смерти, обратился Аллах: «Как ты находишь смерть?» Он сказал: «Я чувствую себя словно птица, которую живой положили на раскаленную сковородку: она не может умереть, чтобы успокоиться от этих мук, и не может спастись и улететь». О нем же рассказывают, что он сказал: «Я словно овца, с которой мясник сдирает кожу своими руками, а она еще жива».
Сказал Иса сын Марйям: «О апостолы! Молите Аллаха, чтобы Он облегчил вам вашу агонию!»
Рассказывается также, что смерть – страшнее, чем удары мечом, чем распиливание пилой, чем разрезание ножницами. Абу Нагим и Аль-Хафиз в книге «Наряды» приводят хадис от Макхуля со слов Василя бин Аль-Аска’, что Пророк "_ сказал: «Клянусь Тем, в чьих руках моя душа, встреча с Ангелом смерти страшнее, чем удар мечом».
3. Хадис. Со слов Аиши (в то время как Пророк "_ лежал при смерти): «В моих руках был кувшин или банка с водой, и он (Пророк) опускал в нее руки, а затем обтирал ими свое лицо. После этого он сказал: «Нет бога, кроме Аллаха. Поистине, у смерти – (страшной силы) агония». Затем еще раз набирал в руки воду и говорил: «Быстрее бы к Аллаху». Он делал так до тех пор, пока не была взята его душа, после чего он умер».
Также Аиша сказала: «Я никого не могу обрадовать тем, что смерть легка, после того как видела тяжелую смерть Пророка ».
4. Ученые говорят: «Если такие тяжелые муки испытывали пророки и посланники – самые богобоязненные и любимые Аллахом люди, - так что же будет с нами?» Почему мы не задумываемся об этом? Почему не готовимся к смерти, пока еще есть время?..
*Скажи: «Это – великое послание, а вы от него отвращаетесь».
Я считаю достаточным хадис Аль-Бара’ бин Азиба для объяснения положения умирающего в момент взятия его души и во время его нахождения в могиле. Он сказал:
«Однажды мы вышли вместе с Пророком "_, и мимо нас проходили похороны одного из ансаров. Мы находились рядом с могилой. Покойный еще не был погребен. Пророк "_ присел, и мы все сели вокруг него. Мы сидели молча и думали. В его руках была палка, которой он чертил что-то на земле, а затем, подняв голову, Посланник Аллаха "_ сказал: «Я ищу спасения у Господа от мучений могилы» и повторил это два или три раза. После этого он произнес:
«К верующему рабу Аллаха по окончании мирской и встрече с загробной жизнью спускаются ангелы с небес. Их лица белы словно солнце, они несут саван из саванов Рая и бальзам из бальзамов Рая. Они садятся рядом с верующим на расстоянии взгляда.
После этого приходит Ангел смерти, мир ему, садится у головы (раба Аллаха) и произносит: «О прекрасная душа! Выходи к прощению Аллаха и Его довольствию (тобой). Она выходит из тела, как капля за каплей стекает вода из бурдюка, и Ангел забирает ее. Он обмазывает ее тем бальзамом и укутывает в тот райский саван, и запах этого бальзама подобен запаху самых лучших духов, имеющихся на земле.
Ангелы поднимаются с этой душой по небесам, и нет таких ангелов, чтобы не сказали: «Что это за прекрасная душа?» Ангелы ответят: «Это такой-то, сын того-то» и назовут имя обладателя этой души самым лучшим именем, которым его называли при жизни. Пройдя первое небо, они остановятся у дверей второго и попросят открыть их. Им откроют, и ангелы, узнав душу мусульманина, присоединятся к ней и проводят ее до следующего неба.
Так они дойдут до седьмого неба. И скажет Аллах, Велик Он и Славен: «Запишите Книгу Деяний раба Моего в ‘Иллийун! И верните его в землю; поистине, из нее Я сотворил их (людей), в нее верну и из нее Я выведу их в следующий раз».
После этого душа возвращается в свое тело (находящееся в могиле). И придут к мусульманину два ангела и спросят его: «Кто твой Господь?» Он ответит: «Мой Господь – Аллах». Они спросят: «Какая твоя религия?» Он скажет: «Моя религия – Ислам». Ангелы спросят: «Кто этот человек, который был послан к вам?» Он ответит: «Это – Посланник Аллаха "_». Они спросят: «Что ты делал?» Он ответит: «Читал Книгу Аллаха, уверовал в нее и посчитал правдой все, что в ней говорится».
Тогда раздастся голос с небес: «Этот раб говорит правду! Так постелите же ему постель из Рая, оденьте его в одежду из Рая и откройте ему дверь в Рай». Дойдет тогда (до могилы верующего) запах Рая, увидит он его прекрасы, и расширится его могила на расстояние взгляда.
Затем к нему придет человек с симпатичным лицом в красивой одежде и с приятным запахом и скажет: «Радуйся же тому, что тебе нравится! Это – тот день, который был тебе обещан». Мусульманин спросит его: «Кто ты? Твое лицо – это лицо человека, пришедшего с доброй вестью». Он ответит: «Я – твои праведные дела». Верующий взмолится: «О Господь мой, ускорь наступление Судного дня, чтобы я вернулся к своим родственникам и имуществу!»
Пророк Мухаммад продолжал:
«Поистине, к неверующему рабу Аллаха, находящемуся при окончании своего пути в этом мире и встрече с загробной жизнью, спускаются ангелы с небес. Их лица черны и в их руках грубая, жесткая одежда. Они находятся на расстоянии взгляда, и в это время приходит Ангел смерти, садится у головы (раба Аллаха) и произносит: « О мерзкая душа! Выходи к недовольству Аллаха тобой!» Спрячется тогда душа в теле, и вырвут ее ангелы оттуда, как вырывается гребень, продетый сквозь мокрую шерсть.
Достав душу неверного, ангелы будут брезгливо держать ее в своих руках и, как можно быстрее, завернут ее в приготовленную ими грубую одежду. Она будет издавать самый противный и мерзкий запах падали, какая только имеется на земле.
Они поднимаются с ней по небесам, и нет таких ангелов, которые не скажет: «Что это за мерзкая душа?» Ангелы ответят: «Это такой-то, сын такого-то» и назовут этого человека самыми позорными именами, которыми только его называли при жизни. Пройдя первое небо, они остановятся у дверей второго и попросят открыть их, но никто им не откроет».
После этого Пророк прочитал:
*Врата небесные не отворятся и в Рай им не войти, пока верблюд через игольное ушко не протеснится.
И скажет Аллах, Велик Он и Славен: «Запишите его Книгу Деяний в Сиджин! Отправьте его в землю». И скинут тогда его душу с небес».
Затем Пророк прочел:
*Ведь тот, кто прочит соучастников Аллаху, тому подобен, кто упал с небес и (жертвою) подхвачен птицами (земли), иль ветром занесен в далекие края™
Затем вернется душа неверного в свое тело. Подойдут к нему два ангела, сядут рядом с ним и спросят: «Кто твой Господь?» Он скажет: «Хах, хах, не знаю…» Спросят: «Какая твоя религия?» Он ответит: «Хах, хах, не знаю…» Ангелы спросят: «Кто этот человек, которого посылали к вам?» Неверующий скажет: «Хах, хах, не знаю…»
Тогда раздастся голос с небес: «Этот человек – лжец, так постелите же ему постель из Ада и откройте ему дверь в Огонь». Откроется дверь и обдаст его жаром и сухим воздухом из Ада, и будет сужена могила неверующего так, что ребра переломаются.
Придет к нему человек с уродливым лицом в отвратительной одежде и с неприятным запахом и скажет: «Обрадуйся тому, что тебе противно, это – тот день, который был тебе обещан». Неверный спросит: «Кто ты? Твое лицо – это лицо человека, пришедшего с печальной новостью». Тот ответит: «Я – твои мерзкие дела». И взмолится тогда человек: «О Господь, пусть никогда не наступает Судный день!»
5. О братья и сестры в Исламе, читающие эту книгу! Пришло время человеку, забывшему об Аллахе, насторожиться и вспомнить о смерти, пока она не атаковала первой, пока не напоила своим горьким ядом, пока продолжаются движения, пока не остановилось дыхание, пока не уложили нас на носилки и не отнесли на кладбище.
Помните, кто сажает виноград – его и собирает, а кто сажает кактусы – тому придется их собирать. Так не является ли временем пожинания плодов приход Ангела смерти?
О подготовке к смерти
Мусульманину необходимо быть готовым к смерти каждый миг: ночью или днем, во сне или во время бодрствования. Готовность к смерти определяется наличием следующего:
Вера в принцип единобожия (нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Аллаха) и действия согласно требованиям этого принципа.
Ежедневно соблюдать пять обязательных молитв (намазов), а также выполнять дополнительные (сунна, нафиль, кыями-лляйль, витр и т.д.).
Читать Коран, размышлять над его смыслом, действия согласно ему. Читать Коран днем и среди ночи, а также перед обязательными намазами. Полностью прочитывать Коран, как минимум, один или два раза каждый месяц.
Читать Сунну Пророка "_ (т.е. хадисы), следовать тому, что Сунна приказывает и остерегаться того, что она запрещает.
Стремиться быть в обществе праведных мусульман, постоянно вспоминающих Аллаха, извлекать пользу от общения с ними для улучшения собственной веры и жизни.
Приказывать одобряемое и удерживать от порицаемого, придавая этому большое значение.
Для осуществления вышеописанных требований необходимо постоянное вспоминание смерти путем:
а) посещения могил для размышления, наблюдения, получения выводов;
б) посещения людей преклонного возраста в их домах, особенно родственников. Ведь молодость не дана навечно, за ней обязательно наступит беспомощная старость. Таким образом, необходимо использовать свою молодость на благие поступки, пока не наступила старость;
в) посещения больных и наблюдения за ними, за различием существующих болезней. Следует благодарить Аллаха за собственное здоровье, прилагая как можно больше сил для поклонения Аллаху, пока, не дай Аллах, не случилась с тобой какая-нибудь болезнь.
На основании вышеизложенного ты получишь следующие результаты:
а) обновление покаяния (тауба);
б) появление удовлетворения собственным положением;
в) пролонгированная активность в поклонении.
Однако если мусульманин невнимателен в покорности Аллаху и Его Пророку "_, несерьезно относится к Исламу, имеет недостатки в поклонении – это результат небрежного, ленивого и безразличного отношения к поклонению.
О усердный и старательный в покорности Аллаху и Его Посланнику "_! Обрадуйся тем, что за свое прилежание ты получишь Рай, размеры которого как небо и земля, обещанный богобоязненным.
О ты, ленивый, небрежный к покорности Аллаху и Пророку "_! Знай, что ты многое упустил и потерял.
Приход смерти, признаки хорошего и плохого конца
Во-первых, человеку, находящемуся при смерти необходимо:
1. Иметь готовое завещание, т.к. по словам Пророка "_: «Если (у мусульманина) есть что завещать, ему нельзя проспать две ночи без написанного завещания под его подушкой».
2. Хорошо думать об Аллахе, так как Пророк "_ сказал: «Пусть никто из вас не умирает, пока не станет хорошо думать об Аллахе».
3. Собрать в себе страх и надежду. Мусульманин, каким бы праведным он себя не считал, должен бояться наказания Аллаха за то, что он совершил в этой жизни. Вместе с этим, он должен надеяться на милость Аллаха, Его прощение и на все то, что Он имеет.
Как рассказал Анас, Пророк "_ вошел к юноше, находящемуся при смерти, и спросил его: «Как ты себя чувствуешь?» Тот ответил: «Клянусь Аллахом, о Пророк, я надеюсь на Аллаха и очень боюсь своих грехов». Пророк "_ сказал: «Поистине, если собираются в сердце раба Аллаха, находящегося в подобном положении (т.е. при смерти), надежда и страх, Господь обязательно даст ему то, на что он надеется, и защитит от того, чего он боится».
Во-вторых, люди, находящиеся рядом с умирающим, должны выполнять следующее:
1. Напоминать умирающему о том, чтобы он хорошо думал об Аллахе.
2. Подсказывать ему слова шахады:
ЛЯ ИЛЯХА ИЛЛЯ-ЛЛАХ - Нет бога, кроме Аллаха
согласно словам Пророка : «Поистине, подсказывайте вашему умирающему: (Ля иляха илля-Ллах – нет бога, кроме Аллаха)». Эти слова должен подсказывать самый близкий ему, самый мягкий и добрый с ним человек. Не нужно с силой требовать у умирающего произношение этих слов.
3. Говорить только хорошие слова, так как Пророк "_ сказал: «Когда вы приходите к больному или умирающему человеку, то говорите только хорошие слова. Ведь ангелы произносят «аминь» (т.е. да будет так) всему тому, что вы говорите».
В-третьих, признаками прихода смерти являются:
1. Умирающий человек видит Ангела смерти. Если этот человек был из людей счастья (а ими бывают только мусульмане), то он видит его в красивом виде, а ангелов милосердия, тоже находящихся рядом, - с белыми лицами. У них с собой саван и бальзам из Рая, и Ангел возвещает о Рае.
Если же этот человек был из людей несчастья (а это все немусульмане), то он видит Ангела смерти в другом виде, а ангелов наказания – с черными лицами. У них с собой саван и бальзам из Ада. Ангел смерти возвещает умирающего о будущем Аде.
2. В тот момент, когда умирающий видит Ангела смерти, у него кончаются силы, пропадает сопротивление смерти, и наступает покорность. Он начинает терять сознание, у него агония, отсутствует желание разговаривать. Он слышит все, но не может ответить, и видит, но не может понять, его сердце беспорядочно бьется. Он то приходит в себя, то вновь теряет сознание. Все это – трудности смертной агонии. О Аллах, облегчи нам нашу агонию!
В-четвертых, признаки, указывающие на наступление смерти:
1. Неподвижный взгляд. Об этом говорится в хадисе Ум Салямы: «Пророк "_ зашел к Абу Саляме, взгляд которого был неподвижен. Тогда Пророк "_ закрыл умершему глаза и сказал: «Поистине, когда уходит дух, взгляд следует за ним».
2. Отклонение носа налево или направо.
3. Слабость нижней челюсти – в частности – и всех остальных органов вообще.
4. Остановка сердца, прекращение его ударов.
5. Повсеместное охлаждение тела.
6. Примыкание правой голени к левой, или наоборот, т.к. Аллах Всевышний сказал: �И примкнет одна голень к другой.
В-пятых, что надо делать после того, как мы удостоверились в наступлении смерти:
1. Закрыть глаза умершему.
2. Закрыть ему рот.
3. В течение часа размягчить суставы его тела.
4. Положить какой-либо вес на живот умершего с целью избежать его вздутия.
5. Укрыть тело.
6. Провести похороны по возможности быстрее, т.к. Пророк "_ сказал: «Быстрее проводите похороны: если умерший был праведником, то быстрее несите его к добру, а если неверным – быстрее освободитесь от него».
7. Поскорее вернуть долги умершего в соответствии с хадисом Абу Хурайры, который передал, что Пророк "_ сказал: «Душа верующего связана со своими долгами, пока их не вернут».
В-шестых, результат:
А. Признаками хорошего конца считаются:
1. Хадис от Муаза: Пророк "_ сказал: «Тот, чьи последние слова были (Ля иляха илля-Ллах – нет бога, кроме Аллаха)» - войдет в Рай».
2. Хадис от Бурайды бин Аль-Хусайбы: Пророк "_ сказал: «Когда верующий умирает, его лицо покрывается потом».
3. Хадис от Абдуллы бин Амру: Пророк "_ сказал: «Нет такого мусульманина, умершего в пятницу или в ночь на пятницу, которого Аллах не спас бы от мучений могилы».
4. Смерть во время поклонения Аллаху, как, например, смерть во время молитвы, поста, хаджа, умры, джихада на пути Аллаха или призыва к Исламу и т.д.
5. К таким признакам относится восхваление усопшего, мусульманами, на что указывает хадис Анаса:
«Мы проходили рядом с похоронной процессией и слышали, что люди хорошо отзывались об умершем. Тогда Пророк "_ сказал: «Стал обязательным». Затем мы прошли мимо другой процессии, где люди плохо отзывались об умершем, и Пророк "_ сказал: «Стал обязательным». Тогда Умар бин Аль-Хаттаб спросил: «Что значит «стал обязательным»?» Пророк "_ ответил: «Тот, кого вспоминали по-хорошему, тому обязательным стал Рай, а тот, кого – по-плохому, тому обязательным стал Ад. Вы – свидетели Аллаха на земле».
6. Признаки, которые можно заметить на теле умершего:
а) улыбка;
б) поднятый указательный палец;
в) радостное, сияющее выражение лица, появившееся после обещания Ангелом смерти Рая.
Б. Признаками плохого конца считаются:
1. Если человек, умирая, придавал Аллаху сотоварищей, не выполнял намаз, небрежно относился к заповедям Аллаха и Его Посланника "_. Сюда же относятся люди, которые, умирая, слушали музыку, смотрели телесериалы и распущенные фильмы или принимали спиртное или наркотики, и вообще все те, кто выполнял запрещенное Исламом.
2. На теле умершего можно заметить нахмуренное, сморщившееся лицо, услышавшее весть о грядущем Аде – наказании Аллаха. Лицо такого человека, как и вообще все тело, приобретает черный оттенок.
И да поможет нам всем Аллах в минуту смерти!
С тремя хадисами
Хадис первый. Со слов Абу Рафи’а, да будет доволен им Аллах, Пророк "_ сказал: «Кто омывал мусульманина и скрыл его недостатки (трупный запах и проч.), тому Аллах простит 40 раз. [По другому тексту «тот очистится от своих грехов, будто заново родился», а по другому тексту «тому Аллах простит 40 смертных грехов.] И кто закутывал умершего в саван, того Аллах оденет в Судный день в одежды из райского шелка и парчи. И кто вырыл могилу и уложил в нее мусульманина, того Аллах наградит, дав ему место для жилья, в котором он будет жить до самого Дня воскресения».
Человек, омывший умершего, заслужил огромную награду от Аллаха, если соблюдал 2 условия:
1. Прикрывал ‘аурат* умершего и никому не рассказывал о том, что, возможно, увидел из неодобряемого.
2. Устремлял свое намерение к Аллаху, не искал своими действиями награды или поощрения. Ведь, как известно, Всевышний Аллах не принимает никаких деяний людей, кроме тех, которые искренне выполнены ради Него.
Хадис второй – сунна в омывании. Со слов Ум ‘Утайи, да будет доволен ею Аллах: «Пророк "_ зашел к нам в то время как мы омывали его дочь [Зайнаб], и сказал: «Обмойте ее водой с добавлением лотоса 3, 5, или 7 раз или еще больше, если видите необходимость в этом». Я спросила: «Нечетное число раз?» Он ответил: «Да», - а потом продолжал – «и в последний раз с добавлением камфоры или чего-нибудь камфорного».
После этого Пророк "_ сказал: «Начинайте мыть с правой стороны и с тех мест, которые омываются в тахарате. Когда закончите, позовите меня». Когда мы закончили и позвали его, он принес нам одеяло, сказав: «Закутайте ее».
[Ум ‘Утайя продолжает:] «Я расчесала ей волосы 3 раза (по другому тексту «распустила и вымыла»), затем мы заплели их в три косы: две на затылке и одну на лбу и запрокинули их за голову».
Хадис третий – верность (аль-Амана) в омывании. По словам Ибн Умара: «Пусть никто не омывает умерших, кроме верных людей, заслуживающих доверия».
Слово «верность» распространяется на все слова и поступки, в том числе и на омывание умерших. Заслуживающим доверие является мусульманин, соблюдающий 5 намазов в день и выполняющий их в обществе (т.е. джама’атом), а также известный своей честностью, верностью, характером и обращением с людьми.