Интересный форум про Азербайджана, об Азербайджанцев, Видео уроки азербайджанского языка для русских, словари, отношения азербайджанцев русским, о любви, о браке, история


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

1Кёроглы (эпос) Empty Кёроглы (эпос) Ср Сен 26, 2012 7:38 am

S.T.R.A.T.E.Q.
S.T.R.A.T.E.Q.
Тanış
Кёроглы (эпос) 482px-Koroglu_by_A._Hajiyev
Короглу (азерб. Koroğlu) (также «Кёр-оглы» или «Кёроглу») — сложившийся около XVII века фольклорно-эпический памятник, распространённый на Ближнем Востоке и в Средней Азии, версии о котором условно можно разделить на две группы: западную (армянская, грузинская, курдская, азербайджанская, турецкая версии, восходящие к азербайджанскому эпосу «Кёр-оглы») и восточную (туркменский «Гёроглы», узбекский и казахский «Гороглы», таджикский «Гуругли», или «Гургули»)[1]. В переводе с тюркского «Короглу» означает «Сын слепого»
Дастан «Короглу» является народным эпосом. В Азербайджане «Короглу» является вторым по счету крупным народным литературным произведением после дастана «Китаби Деде Коркут». Эпос носит имя главного героя Короглу (аз. сын слепого). В эпосе большое место уделяется культуре, традициям а также различным искусствам тюрков-огузов, проживающих на территории Азербайджана. В дастане все действия дополняют друг друга, создавая тем самым цепь исторических событий. В дастане очень часто встречаются озаны (ашуги). В те времена устраивались ашугские (озанские) пиры, в которых каждый ашуг выступал с музыкальным инструментом-сазом и два ашуга, создавая на месте куплеты, состязались друг с другом. Озан, который побеждал в состязании, отнимал саз у побежденного озана. Герой дастана Кероглы также является искусным озаном, которого никто не может победить в ашугских пирах.
Болу-бей (азерб. Bolu-bəy) разводит коней разных пород. Он отправляет уста Юсуфа (азерб. Yusuf) в дальние земли, чтобы найти породистых животных. Юсуф после долгих странствий находит и покупает нужную пару коней. Но Болу-бейу не понравился выбор уста, и он приказывает выколоть Юсуфу глаза. Ослеплённый Юсуф возвращается домой в село и дает себе слово отомстить Болу-беку. У Юсуфа есть сын Ровшан (азерб. Rövşən), которого из-за слепости отца прозвали Кероглы. Они отправляются в горы и обосновываются в местечке «Ченлибель» (азерб. Çənlibel). Отсюда и начинаются все приключения Кероглу.
В таджикских преданиях известен как Горгули («сын могилы»), герой мифической страны праведников Чамбули Мастон («Счастливая Чамбули»), ведущий борьбу с кизилбашами. Таджикская версия имеет много архаических мифологических черт, утерянных в азербайджанской версии, подвергнувшейся значительной историзации в связи с соотнесением с событиями XVII века. В киргизском эпосе сюжеты о Кёроглы и Горгули присутствуют в эпосах о богатырях Манасе и Алпамыше. Но, в отличие от киргизов, у других тюркских этносов, у которых существует предание об Кер-оглу, персонаж Алпамыш связан исключительно с сюжетом Одиссея («муж на свадьбе своей жены»).

В османской версии страна Кёроглы носит название «лес Саганлу», а столица — «Кероглы каласи» . В Грузии именем Кер-оглы названы древние крепости, например, возле Коджори невдалике от Тбилиси

В туркменской культуре тоже есть предания о Кероглу. Великий казахский музыкант-кюйши Даулет-Керей создал замечаетльный кюй на домбре — «Кероглы».

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения