Интересный форум про Азербайджана, об Азербайджанцев, Видео уроки азербайджанского языка для русских, словари, отношения азербайджанцев русским, о любви, о браке, история


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

1Səfəvilər dövləti Empty Səfəvilər dövləti Ср Май 23, 2012 2:58 pm

S.T.R.A.T.E.Q.
S.T.R.A.T.E.Q.
Тanış

2Səfəvilər dövləti Empty Re: Səfəvilər dövləti Ср Май 23, 2012 3:02 pm

S.T.R.A.T.E.Q.
S.T.R.A.T.E.Q.
Тanış
Сефевиды (перс. صفویان‎; азерб. Səfəvilər dövləti,صفوی‌لر; Османск.:Devlet-i Safeviyye,دولت صفویه)— иранская шахская династия, правившая с начала XIV века районом Ардебиля Иранскoй провинции Азербайджан, входившим в состав государства Ак-Коюнлу, с 1502 по 1722 гг. всем Ираном. Основателем династии был Исмаил I (1501—1524 гг.), потомок основателя суфийского ордена Cефевие, родом из Ардебиля в Иранском Азербайджане. После победы над Алвендом, правителем тюркского государства Ак-Коюнлу, под Шаруром (в Нахичевани), Исмаил победоносно вступил в Тебриз, где в июле 1501 года провозгласил себя шахом Азербайджана. Исмаил далее подчинил себе весь Иран и в мае 1502 года короновал себя шахом Ирана. Столицей Сефевидского государства стал город Тебриз; впоследствии столица была перенесена в Казвин, а оттуда — в Исфахан.Сефевиды называли себя сасанидским титулом «шаханшах» (царь царей), льстившим национальному самолюбию. На первый план они выдвинули, однако, не национальный принцип, а шиизм, объявив его государственной религией. Именно в эпоху Сефевидов шиизм утверждается в качестве господствующего течения в Иране.

3Səfəvilər dövləti Empty Re: Səfəvilər dövləti Ср Май 23, 2012 3:07 pm

S.T.R.A.T.E.Q.
S.T.R.A.T.E.Q.
Тanış
Происхождение Сефевидов достоверно неизвестно. Первая генеалогия Сефевидов была написана ибн Баззазом в 1358 году в книге «Савфат аз-сафа», согласно ей род Сефевидов шёл от курда по имени Фируз Шах Зарин Колах. В дальнейшем, во время царствования Исмаила I, «официальная» генеалогия Сефевидов обросла дополнительными легендарными сведениями, призванными доказать происхождение рода от седьмого шиитского имама Мусы Казима, а через него восхождение к первому шиитскому имаму Али. Петрушевский полагает, что это произошло ещё раньше, в XIV веке. Вальтер Хинц высказал предположение, что Сефевиды были по происхождению арабы из Йемена. Согласно Девиду Аялону, Сефевиды были по происхождению не персами, а тюрками. Подробно исследовавший происхождение Сефевидов Ахмад Кесрави пришёл к выводу, что Сефевиды были коренными иранцами, однако говорившими на азербайджанском тюркском языке, на котором разговаривало тогдашнее население Азербайджана. Также подробно изучивший генеалогию Сефевидов турецкий учёный Тоган утверждает, что Сефевиды могли сопровождать курдского принца Мамлана ибн Вахсудана, из рода Раввадидов, в его завоевательном походе на Ардебиль в 1025 году. В то же время Тоган считает Исмаила I турком, основываясь на том, что Исмаил говорил на азербайджанском тюркском языке Некоторые учёные, в основном не специалисты по средневековому Ирану, высказывают мнение, что Сефевиды были азербайджанского происхождения[19][20]. Автор статьи о Сефевидах в энциклопедии «Ираника» Руди Мэти считает Сефевидов «персами с курдской родословной». Главный редактор «Ираники» Эхсан Яршатер полагает, что Сефевиды изначально были ираноязычным кланом, тюркизировавшимся с течением времени Ричард Фрай, автор другой статьи в «Иранике», пишет, что династия Сефевидов была основана азербайджанскими тюрками]. Автор подробного исследования по Сефевидам и статьи «Сефевиды» в «Энциклопедии Ислама», Роджер Сейвори считает, что сегодня существует консенсус между учёными, что Сефевиды происходили из иранского Курдистана].

Впоследствии Сефевиды тюркизировались и приняли тюркский язык в качестве родного, хотя, по мнению В. Минорского, они также владели и персидским, как родным. По мнению ряда советских историков, первые шейхи Сефевиды жили в Ардебиле и их родным языком был азербайджанский (тюркский)[26]. Некоторые представители династии писали стихи на азербайджанском тюркском языке и на фарси[27][28]. В частности, основатель династии Исмаил I, писавший стихи под псевдонимом Хатаи, считается классиком азербайджанской поэзии, а шах Аббас II также писал тюркские стихи под псевдонимом Тани.

Родоначальником и эпонимом Сефевидов является шейх Сафи Ад дин Фируз Фатх Исхак Ардабили (1252—1334). Согласно генеалогии, сообщенной автором XIV века Ибн Баззазом Ардабили, он был потомком в седьмом колене некоего Фируз Шах Зарини Колаха, курда из Санджана, который, как считается, переселился в Ардебиль примерно в XI веке. Впоследствии, в целях легитимизации своей духовной власти, Сефевиды объявили себя потомками шиитского имама Мусы аль-Казима, корни которого восходят к пророку Мухаммаду и Али ибн Абу Талибу. Потомки Фируз Шаха были мусульмане-сунниты, хотя в XV веке Сефевиды перешли в шиизм. Сафи ад Дин был любимым мюридом и зятем шейха Захеда Гилани, основателя суфийского ордена «Захедийя». Унаследовав власть над этим орденом после смерти в 1301 г. Захеда Гилани, он преобразовал этот орден в орден «Сефевийя». От него дошло 12 четверостиший на иранском языке азери, который, по всей видимости, был его родным языком. Эти четверостишия составляют важнейший материал для изучения языка азери, в целом остававшегося бесписьменным. При его сыне Садр уд Дине Мусе (ум. 1391/92) орден превратился в широкое религиозное движение, которое повело пропаганду по всему Ближнему Востоку. При этом он сохранял свой суннитский характер. После его смерти орден возглавляли его потомки: сын Али (ум. 1429), внук Ибрагим (ум. 1447) и правнук Джунейд. Последний, начав расширять свои владения, вступил в конфликт с главой государства Кара-Коюнлу Джаханшахом и был вынужден бежать под защиту главы династии Ак Коюнлу Узун-Хасана, на сестре которого Хаджи Бегун он женился. После гибели Джунейда в бою с ширванцами, орден возглавил его сын шейх Гейдар. Последний был женат на Марфе, родившейся от брака Узун Хасана и Феодоры — дочери трапезундского императора Иоанна IV Комнина. От этого брака родился будущий шах Исмаил.

К тому времени ардебильские шейхи обладали крупной боевой силой в лице своих мюридов из различных тюркских кочевых племен, которые носили красные тюрбаны и за это были прозваны «Кызылбаши» («красноголовые»). После смерти Узун Хасана, его сын Якуб, боясь растущего влияния ардебильских шейхов, убил Гейдара с помощью ширваншаха Фаруха Яссара (1488). Вслед за тем был убит и сын Гейдара Али, и власть перешла к малолетнему брату последнего, Исмаилу. Последний в 1500 г. вторгся в Ширван, а в следующем 1501 г. завоевал Тебриз, где и принял шахский титул, основав таким образом государство Сефевидов.

4Səfəvilər dövləti Empty Re: Səfəvilər dövləti Ср Май 23, 2012 3:10 pm

S.T.R.A.T.E.Q.
S.T.R.A.T.E.Q.
Тanış
Səfəvilər dövləti Shah_Ismail_I
Языковая ситуация

В начале правления Сефевидов в Иране они опирались на тюркские племена кызылбашей и утвердили азербайджанский тюркский язык в качестве языка двора и армии, тогда как персидский язык был языком гражданской администрации; по-персидски же писались надписи на монетах. С началом XVII, с переносом столицы в Исфахан, в государстве Сефевидов происходит усиление иранского влияния, и персидский язык вытесняет тюркский в официальных сферах, однако при сефевидском дворе по прежнему говорили почти исключительно по-тюркски[2][3][4][5][1][30][31]. Так, по сообщению Адама Олеария, посетившего Персию во времена правления шаха Сефи I, при дворе Сефевидов говорили на тюркском языке, а персидскую речь можно было услышать крайне редко, и поэтому большинство персов учили в дополнение к своему языку и тюркский.[32]
Сефевиды при Исмаиле I
Шах Исмаил I — Первый представитель династии Сефевидской Империи

Первый представитель династии Сефевидской Империи известен в истории не только как военачальник и основатель государства, но и как средневековый азербайджанский поэт, писавший под псевдонимом Хатаи[27][28][33]. Коллекция его стихов на азербайджанском языке опубликована в виде «Дивана» Хатаи, известны также и несколько его стихов на фарси

При Исмаиле государственные наместники назначались исключительно из тюрков-кызылбашей. Кызылбаши, изначально фанатично преданные Исмаилу, были представителями тюркских племён Анатолии и Азербайджана; при их же содействии он и его преемники могли выдерживать, иногда даже победоносно, беспрестанные натиски тюрков-суннитов: с востока — шейбанидов (Хивы и Бухары), с запада — османских турок.

К 1508 г., сделавшись владетелем всех земель государства Ак-коюнлу Узун-Хасана (также деда Исмаила по материнской линии), Исмаил стал соседом прежних владений Бейкары, занятых шейбанидами, и вступил с ними в войну; в 1510 г. шейбаниды были изгнаны из Хорасана в Трансоксанию. С Турцией началась война из-за того, что султан Селим I казнил 40 тысяч шиитов, живших в подвластной ему Анатолии (1513). В 1514 г. близ местечка Чалдыран Селиму удалось разбить сефевидскую армию и захватить Тебриз. Однако ввиду чрезвычайно холодной зимы 1514—1515 гг., а также изнурения османского войска, Селим I не продолжил вторжение в Иран и покинул Азербайджан, ограничившись взятием Восточной Анатолии и Месопотамии. После смерти Селима (1519) Исмаил завоевал Грузию, однако фанатичная вера кызылбашей в непобедимость Исмаила сильно пошатнулась после поражения Сефевидов в вышеуказанной Чалдыранской битве. Чалдыранская битва стала отправной точкой окончательного размежевания азербайджанского и турецкого этносов.[источник не указан 74 дня]
От Исмаила до Аббаса Великого (1524—1587)

При шахе Тахмасибе I (1524—1586) османские турки в 1534 г. завоевали Восточную Анатолию до озера Ван и Ирак с Багдадом и шиитскими святынями Неджефом и Кербелой, а в 1549 и 1554 г. несколько раз производили разорительные нападения на Азербайджан (пришлось перенести столицу из Тебриза в более защищенный Казвин); на восточной границе шла изнурительная война с шейбанидами.

Дети Тахмаспа — Гейдар (1576), Исмаил II (1576—1577), полуслепой Мохаммад I Худабенде (1577—1586) — возводились и свергались кызылбашами; извне нападали на страну шейбаниды и турки, овладевшие Азербайджаном (1585). В 1582 г. хорасанские кызылбаши провозгласили шахом младшего сына Мохаммеда, своего хорасанского наместника, талантливого Аббаса, и через четыре года доставили ему престол.

5Səfəvilər dövləti Empty Re: Səfəvilər dövləti Ср Май 23, 2012 3:13 pm

S.T.R.A.T.E.Q.
S.T.R.A.T.E.Q.
Тanış
Səfəvilər dövləti 800px-Map_Safavid_Persia-fr
Расцвет Сефевидского государства при Аббасе I Великом
Вторжения завоевателей и потери территорий государства Сефевидов
Основная статья: Аббас I Великий

Иранизация[30] государства Сефевидов приходится на царствование Аббаса I Великого (1587—1629), мать которого, Махти Улья, была персиянкой. Воцарившись, Аббас I Великий (1586—1628) раз и навсегда устранил возможность повторения кызылбашских междоусобий: была образована специальная «шахская дружина» («шах-севен»), в которую вошли люди не из одного, а из всех кызылбашских племен, и сверх неё заведено постоянное войско (с огнестрельным оружием и артиллерией). Значительное число представителей кызылбашской знати было казнено, их владения конфискованы. Отойдя от опоры на кочевую тюркскую знать, Аббас предпочел ей бюрократию, состоявшую из персов. Столица была в 1598 г. перенесена в центр Ирана — в Исфахан Централизаторская политика Аббаса, опиравшаяся на древние традиции иранской государственности, позволила некоторым востоковедам (В. Хинц, Х. Ремер) сделать вывод о том, что Сефевиды создали в Иране персидское национальное государство (впрочем, другие авторы считают это преувеличением).

Шейбаниды были разбиты при Герате в 1597 г., для предупреждения их набегов были устроены на Атреке, в Мерве, сильные пограничные поселения из курдов и тюрков-каджаров (кызылбашей). В войне против османов (с 1603 г.) были отвоеваны к 1607 г. Азербайджан, Ширван и Грузия, а в 1623 г. — Багдад с Неджефом и Кербелой; багдадские сунниты были перебиты. Желание найти союзников против Турции, а также споры с португальцами и англичанами из-за острова Хормуса и соседней гавани при Ормузском проливе, Гамрун (с 1622 г. Бендер-Аббас), были причиной дипломатических сношений Персии с Западной Европой. Внутри государства Аббас старался поднять торговлю, строил много дорог (шоссе на 400 верст через весь Мазандеран до Астрабада), мостов, караван-сараев, базаров. Новая столица, Исфахан, была украшена, обустроены Казвин и священный Мешхед. Хоть сам шах не был строгим мусульманином (например, любил вино), но к религиозным вопросам относился внимательно и докончил организацию шиитской иерархии, начатую Исмаилом I. В семье Аббас был тираном, из подозрительности велел убить старшего сына, двух других ослепил, а внука-наследника ослаблял опием и, таким образом, был причиной вырождения своего потомства.

Сефи I (1628—1641) — внук Шах Аббаса был жестоким тираном, взойдя на престол казнил лучших людей своего государства. Годы его правления были ознаменованы большими территориальными потерями, великий могол Шах Джахан отнял у Сефевидского государства Кандагар, а турецкий султан Мурад IV — Багдад (1638). Эта битва за Багдад была последним военным сражением между Османской империей и Государством Сефевидов и привела к потере Сефевидами контроля над всей Месопотамией. После этого шиитам около 200 лет нельзя было спокойно ездить в Кербелу, а доступ в Мекку был ограничен.

Аббас II (1641—1666) был кроток и веротерпим; он был занят только гаремом и вином, но государственные дела шли удачно под руководством хороших министров; Кандагар был возвращён. Сефевидское государство все ещё процветало, о чём свидетельствовали европейские путешественники, посетившие Иран.

При Аббасе II заметно укрепились торговые связи Сефевидов с Русским царством. При Сефи I и Аббасе II усилилась роль европейских купцов в Сефевидском Иране. Сефи I заключил соглашение с английской Ост-Индской компанией, обязавшейся ежегодно вносить шаху в виде «подарка» 1500 фунтов стерлингов и покупать шелка ежегодно на 60 тысяч фунтов стерлингов. С 40-х годов XVII века первое место в торговле с Персией заняли соперники англичан голландцы, также получившие право беспошлинного вывоза шелка из Сефевидского государства. При Аббасе II привилегии даны были также французским купцам, заводы и фабрики которых появились в Исфахане и Бендер Аббасе[35].

Кое-как порядок держался и при Сефи II Солеймане (1666—1694), хотя этот болезненный человек, предававшийся роскоши, гарему и пьянству, каждый день производил казни и увечья, а границы страдали от набегов.

Последний сефевид, Солтан Хусейн (1694—1722), подпал под влияние духовенства. Это не нравилось ни войску, ни населению, так как муллы воздвигли гонение на суфиев, мистические стремления которых шли вразрез с иерархическим шиизмом.
Афганское завоевание и после него

Затем начался упадок, и в конце концов Иран стал жертвой нашествия афганцев (афганцы взяли Исфахан в 1722 году, возведя на престол своего вождя Махмуд-хана). Это сопровождалось вторжением турок с запада и русских с севера. В такой ситуации последний сефевидский шах, ещё имевший долю реальной власти — Тахмасп II, был свергнут и затем убит (вместе с малолетним сыном Аббасом III) своим полководцем Тахмасп-кули-ханом, известным под именем Надир-шаха. В середине XVIII века Сефевиды номинально вернулись на некоторое время на престол, тогда как фактически от их имени правила династия Зендов. Окончательно с призраком их власти покончил Ага-Мухаммед-хан, основавший династию Каджаро

6Səfəvilər dövləti Empty Re: Səfəvilər dövləti Ср Май 23, 2012 3:21 pm

S.T.R.A.T.E.Q.
S.T.R.A.T.E.Q.
Тanış
Səfəvilər dövləti 16-18_omur_sefevidSəfəvilər dövləti Safavid_Empire_1501_1722_ADSəfəvilər dövləti Gos-va_sefevidov_1502-1736vSəfəvilər dövləti 11__02

7Səfəvilər dövləti Empty Re: Səfəvilər dövləti Ср Май 23, 2012 3:34 pm

S.T.R.A.T.E.Q.
S.T.R.A.T.E.Q.
Тanış
Səfəvilər dövləti F_19060025Səfəvilər dövləti 53721203_f_19060029

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения