Интересный форум про Азербайджана, об Азербайджанцев, Видео уроки азербайджанского языка для русских, словари, отношения азербайджанцев русским, о любви, о браке, история


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

1Кавказская Албания Empty Кавказская Албания Ср Ноя 16, 2011 4:20 pm

Sabina
Sabina
Yoldan keçən
Кавказская Албания


Кавказская Албания (др.-греч. Ἀλβανία, арм. Աղվանք, рутул. Албан, чеч. Алебун, др.-арм. Алуанк, новоарм. Агванк, ср.-перс. Арран, лезг. Алпан, азерб.Qafqaz Albaniyası, самоназвание неизвестно — древнее государство в восточном Закавказье, занимавшее часть территории современных Азербайджана, Грузии и Дагестана.

Возникло в к. II - сер. I вв. до н. э. С сер. III в. н. э. - под властью Сасанидского Ирана. В 387 году при разделе Армении между Ираном и Римской империей территория Албанского царства была увеличена за счёт передачи ему областей Арцах, Утик и Шакашен. В 461 году самостоятельность Албанского царства была ликвидирована, и Албания стала марзпанством — провинцией (военно-административным округом) в составе Сасанидского государства (до нач. VIII в.).

Столицами Кавказской Албании в разное время были города Кабала (до VI в.) и Барда.

По крайней мере до XIII века территория, которую прежде занимала Кавказская Албания, была известна под персидским названием — Арран.


Кавказские албаны

Кавказская Албания 473px-Ethnic_Caucasia


Население Кавказской Албании — албаны (не имеют отношения к балканским албанцам и представителям казахского рода албан) — изначально представляло собой союз 26 племён, говоривших на различных языках лезгинской ветви нахско-дагестанской семьи. К ним относились албаны, гелы (агулы), утии (удины), гаргары (рутульцы), чилби, сильвы, лпины, леги (лезгины). Многочисленные племена албанского племенного союза населяли территории между Иверией и Каспийским морем, от Кавказского хребта до реки Кура, хотя территория проживания албаноязычных племен распространялась и южнее, к Араксу. Албаноязычные племена — гаргары, гелы, леги, чилби, сильвы, лпины, цоды — населяли предгорья Большого Кавказа и юг современного Дагестана. Утии жили на побережье Каспия и в провинции Утик. Среди всех племен самым значительным (крупным) были гаргары, на что указывают многие исследователи. О гаргарах и амазонках подробно писал древнегреческий географ Страбон. Утверждают, что албанский алфавит был создан на базе гаргарского языка
Когда античные географы и историки говорят о населении Албании, то в первую очередь речь идёт об албанах.
По мнению специалистов, изначально албанами называлось только одно из
26 племен, обитавшее на левом берегу Куры. Именно это племя инициировало
объединение племен в союз, и название «албаны» стало распространяться и
на другие племена. Античные греко-римские источники локализуют албанов на левобережье Куры, от Иверии до Каспийского моря. Так, согласно Страбону, племя албанов жило между Иверией и Каспием, Плиний Старший локализует их от Кавказского хребта (montibus Caucasis) до реки Кура (ad Cyrum amnem)], Дион Кассий сообщает, что албаны живут «выше реки Кура (др.-греч. Ἀλβανῶν τῶν ὑπὲρ τοῦ Κύρνου οἰκούντων».
По мнению К. В. Тревер, коренной территорией албан, наибольшего по
численности в союзе албанских племен, являлось среднее и нижнее течение
Куры, главным образом левобережье В. Ф. Минорский, один из крупнейших специалистов по истории Закавказья, локализует албан на открытой равнине. Согласно В. В. Бартольду, албаны жили на прикаспийских равнинах. Согласно «Британской энциклопедии»,
албаны обитали в горных равнинах Большого Кавказа и в стране к северу,
граничащей с Сарматией, то есть в современном Дагестане.


Территория

Кавказская Албания 300px-AghuankКавказская Албания Magnify-clip

Территория Кавказской Албании до 387 года, согласно общепринятой в мировой науке концепции

Древнейшей областью Кавказской Албании была северная часть долины Куры
к югу от впадения в нее Алазани. В I тыс. до н. э. здесь начали
формироваться ранние городские общины, в том числе древняя столица
Албании — Кабалак. Население страны было полиэтническим, его основу, видимо, составляли народности, говорившие на нахско-дагестанских языках

По мнению большинства авторов, восточная граница Великой Армении с Кавказской Албанией установилась по Куре в начале II в. до н. э., когда основатель этого государства Арташес I, предположительно, завоевал куро-аракское междуречье у Мидии Атропатены
(либо покорил жившие там албанские племена), и сохранялась на
протяжении практически всего периода существования Великой Армении (со
II века до н. э. до 390-х гг. н. э.)

Так, К. В. Тревер пишет:



<blockquote>
Во II в. до н. э. армянский царь Арташес I
(189—160 гг.) присоединил к Армении ряд соседних областей, в том числе и
правобережье Куры, где обитали шаки, утии и гаргары-албаны; будучи
раздроблены, эти племена не могли воспрепятствовать захвату их земель. С
той поры пограничной рекой между Албанией и Арменией античные авторы
называют Куру.

</blockquote>
Существует концепция, согласно которой Арташесиды получили эти территории в наследие от эпохи предыдущей династии Ервандидовисторические источники (в том числе Страбон умалчивают. Саки (шаки), так же как и утии, обитали в области Утик, на территории, позже получившей название Сакасена.

С начала возникновения централизованного Албанского царства (конец II или середина I в. до н. э.) оно занимало левобережье Куры, начиная от среднего течения рек Иори и Алазани, до Ахсу, от Большого Кавказа до Каспия. Согласно «Географии» Анании Ширакаци (VII в.), коренная территория собственно Кавказской Албании состояла из 6 провинций «Албания, то есть Агуанк, к востоку от Иверии, смежна с Сарматией у Кавказа и простирается до Каспийского моря и до пределов армянских на Куре. … Албания заключает в себе следующие провинции»:

(о завоевании этой территории именно Арташесом I

  1. Иехни,
  2. Бех,
  3. Камбечан,
  4. Шаке,
  5. Востани-Марцпан,
  6. Дашти-Баласакан.

Ширакаци, как и все античные греко-римские авторы, помещает территорию Албании между рекой Кура и Большим Кавказским хребтом:«Но мы рассказываем о собственно стране Албании, которая находится между большой рекой Курой и Кавказскими горами».

В 387 году, после раздела Великой Армении между Византией и Ираном, Куро-Аракское междуречье (Арцах и Утик), принадлежавшее Армении, было передано в состав Албанского царства (с 462 года - марзпанства).
Кавказская Албания 300px-Ancient_countries_of_TranscaucasiaКавказская Албания Magnify-clip

Армения в пятом и шестом веках н. э., карта из «Кембриджской Истории Древнего Мира»,
т.14, изд. 1970—2001 гг. Сиреневой линией (по реке Куре) показана
армяно-албанская граница к концу IV вв н. э., красной линией — границы
Албании после 387 года





Раннесредневековая Албания не была полностью идентична античной Албании. Албания той эпохи была полиэтничной страной, в Арцахе проживали армяне (согласно некоторым авторам, и албаны[2]), часть населения Утика была арменизирована

Антропологические исследования показывают, что нынешние карабахские
армяне являются прямыми физическими потомками древнего населения области. Согласно академику Б. А. Рыбакову,
уже в IV—V вв. только равнинные части Утика ещё продолжали сохранять
свои этнические особенности, хотя и были затронуты общим процессом
арменизации Р. Хьюсен отмечает, что «христианская
или новая культура Албании, которая процветала после перевода в пятом
столетии нашей эры столицы из Кабалы, к северу от Куры, на Партав, к югу
от реки, была по существу и несомненно армянской»
.
По мнению Хьюсена, народы, населявшие Арцах и Утик и завоёванные
армянами во II веке до нашей эры, подверглись сильной арменизации на
протяжении последующих нескольких столетий, однако большинство из них по
прежнему упоминались как самостоятельные этнические группы, когда эти
регионы отошли к Албании в 387 году нашей эры. Р. Хьюсен отмечает также, что «население
юго-восточного Кавказа, будь то под властью Армении или Албании, было
очень смешанным, поэтому причислить его к одним или другим или даже
просто разделить его на две группы не представляется на данный момент
возможным в связи с недостатком доказательств
» К. В. Тревер отмечает, что в IX—X веках «Арцах и большая часть Утика были уже арменизованы». Степанос Сюнеци около 700 года сообщает о наличии арцахского диалекта армянского языка , арабский автор Истахри (X век) сообщает, что за Бардой и Шамкором
жил «народ из племени армян по имени Сиявардийцы» и что «Путь из
Берда’а в Дабиль идет по землям армян». Истахри отмечет также, что
по-армянски говорят в области вокруг города Дабиля (Двина), а в стране
Берда’а язык арранский. Как отмечает К. Босуорд в «Энциклопедии Ираника», к этому времени арранский язык сохранился в Барде (в Утике). Армянский историк IX—X вв. Ованес Драсханакертци отмечает, что жители Восточного края «из нашего народа и паства пажити нашей»[64].

С раннесредневековой эпохи также происходила картвелизация областей,
лежащих в пограничной албано-грузинской зоне. Южные, прикаспийские
области, в частности Каспиана, были населены различными ираноязычными племенами, потомками которых является часть современных талышей.

Консолидации албанской нации не произошло. Как античные, так и
средневековые авторы, говоря об албанах, упоминают различные названия
племён, проживающих у подножья Большого Кавказа, на левобережье Куры.
Так, согласно Ал-Истахри, «Говорят, что на вершинах гор, простирающихся в смежности с Баб-ул-Абвабом, живёт более семидесяти различных племен, и у каждого племени особый язык, так что они не понимают друг друга»

Р. Хьюсен отмечает, что точное время исчезновения албанского этноса неизвестно.
При этом историк XIII века Григор Акнерци сообщает о покорении
монголами албанского, армянского и грузинского народов, проводя четкое
различие между албан
ами и другими народами.



Последний раз редактировалось: Sabina (Ср Ноя 16, 2011 4:56 pm), всего редактировалось 1 раз(а)

2Кавказская Албания Empty Re: Кавказская Албания Ср Ноя 16, 2011 4:39 pm

Sabina
Sabina
Yoldan keçən
Древняя история

Кавказская Албания 300px-Armenia%2C_Colchis%2C_Iberia%2C_Albania%2C_EtcКавказская Албания Magnify-clip

Армения, Колхида, Иберия и Албания в начале н. э. Из «Атласа классической и античной географии» Самуэля Батлера, XIX век.




Кавказская Албания 300px-Zakavkaz-II-I-bcКавказская Албания Magnify-clip

Закавказье в II—I вв., до н. э., по «Всемирной истории», т.2,
(М., 1956 г.) Цветом закрашена территория государств Закавказья в
середине II века (по другим данным, Албанского государства тогда не
существовало;
чёрный пунктир вдоль Куры — армяно-албанская граница после 66 г. до н.
э. Врезка (здесь не воспроизведена) показывает границу вдоль Куры и для
империи Тиграна Великого в первой половине I в. до н. э.





Кавказская Албания 300px-ZakavkazКавказская Албания Magnify-clip

Закавказье в I—IV вв. н. э. по «Всемирной Истории» (вкладка)
Заштрихованы земли Великой Армении, отошедшие от неё к соседним
государствам после раздела в 387 г.






Албаны впервые упоминаются во времена Александра Великого у Арриана: они сражались против македонян на стороне персов в 331 до н. э. при Гавгамелах в войске Атропата, персидского сатрапа Мидии. При этом неизвестно, в какой зависимости они были от Атропата или царя Дария III, была ли эта зависимость вообще или они выступали в качестве наёмников — как, например, греческие гоплиты.

По-настоящему древний мир познакомился с албанами во время походов Помпея, в 66 до н. э.[67]. Преследуя Митридата Евпатора, Помпей через Армению двинулся в сторону Кавказа и в конце года расположил войско на зимние квартиры тремя лагерями на Куре, на границе Армении и Албании .
Видимо, первоначально вторжение в Албанию не входило в его планы; но в
середине декабря албанский царь Ороз переправился через Куру и
неожиданно атаковал все три лагеря, но был отбит. На следующее лето
Помпей, со своей стороны, в качестве возмездия совершил неожиданное
нападение на Албанию и совершенно разгромил в бою албанское войско,
частью окружив и уничтожив, частью загнав в соседний лес и там сжегши;
после этого он даровал албанам мир и взял у них заложников, которых
провёл в своём триумфе. В ходе этих событий были составлены (особенно
историографом Помпея Феофаном Митиленским) первые детальные описания
этой страны, которые дошли до нас в изложении Страбона (География, 11.4):


<blockquote>
"Албаны больше привержены к скотоводству и стоят ближе к
кочевникам; однако они не дики и поэтому не очень воинственны. (…) Люди
там отличаются красотой и высоким ростом, вместе с тем они простодушны и
не мелочны. У них обычно нет в употреблении чеканной монеты, и, не зная
чисел больше 100, они занимаются лишь меновой торговлей. И в отношении
прочих жизненных вопросов они высказывают равнодушие. К вопросам войны,
государственного устройства и земледелия они относятся беззаботно.
Однако сражаются они как в пешем строю, так и верхом в полном и тяжёлом
вооружении подобно армянам
[то есть в пластинчатых доспехах, покрывающих всадников и коней].
Войско они выставляют большее, чем иберы. Именно они вооружают 60
тысяч пехотинцев и 22 тысячи всадников, со столь многочисленным войском
они выступили против Помпея. Албаны вооружены дротиками и луками; они
носят панцири и большие продолговатые щиты, а также шлемы из шкур
зверей, подобно иберийцам. Албаны чрезвычайно склонны к охоте, однако не
столько благодаря умению, сколько по страсти к этому занятию.

Их цари также замечательны. Теперь, правда, у них один царь управляет
всеми племенами, тогда как прежде всякое разноязыкое племя управлялось
собственным царём. Языков у них 26, так что они нелегко вступают в
сношения друг с другом. (…) Они почитают Гелиоса, Зевса и Селену,
особенно Селену, святилище которой находится вблизи Иберии. Обязанность
священника у них исполняет самый уважаемый человек после царя: он стоит
во главе большой и густонаселённой священной области, а также
распоряжается рабами храма, многие из которых, одержимые богом, изрекают
пророчества. Того из них, кто, став одержимым богом, в уединении
скитается по лесам, священник приказывает схватить и, связав священной
цепью, пышно содержать весь год; затем его вместе с другими жертвами
богине закалывают. Жертвоприношение производится следующим образом.
Кто-то из толпы, хорошо знакомый с этим делом, выступает со священным
копьем в руке, которым по обычаю можно совершать человеческие
жертвоприношения, и вонзает его сквозь бок в сердце жертвы. Когда жертва
валится наземь, они получают известные предзнаменования по способу
падения и объявляют всем. Затем приносят тело в определённое место и все
топчут его ногами, совершая обряд очищения.

Старость у албанов в чрезвычайном почёте, и не только родителей, но и
прочих людей. Заботы о покойниках или даже воспоминания о них считаются
нечестием. Вместе с покойниками погребают и всё их имущество, и потому
живут в бедности, лишённые отцовского достояния.

"




</blockquote>
Страбон
преувеличивает примитивность албан: археологические данные показывают
известное развитие земледелия, хорошую посуду, изготовленную на
гончарном круге и т. д. Но несомненно, что уровень развития албан был
довольно низок, особенно по сравнению с соседними армянами и иберами. На территории Албании и Иверии были введены небольшие римские отряды.


Так или иначе, в конце II в. - середине I в. до н. э. Албания
превратилась из союза племён в раннеклассовое государство со своим царём. Главным городом Албании до VI века была
Кабала (Кабалака; Кабалак) . Этот город просуществовал до XVI века, когда был разрушен войсками Сефевидов. Его руины сохранились в современном Кабалинском (ранее — Куткашенском) районе Азербайджана.


Октавиан Август упоминает в своей надписи о «союзных» (под чем нередко понимались вассальные)
отношениях с царями Албании, равно как Иберии и Мидии Атропатены. На
протяжении I в. до н. э. в Албании нередко стояли римские воинские части
(видимо, для охраны Дарьяльского ущелья от аланов), и одна из них даже оставила в 90-х гг. надпись на берегу Каспийского моря. В 116 г. Траян,
ненадолго превратив Армению в римскую провинцию, «дал албанам царя».
Однако вывод римских войск из Армении вернул албанам относительно
независимое положение[72][73]. Бедствия, которым подверглась Армения
в III в. из-за персидских нашествий, заставляли многих армян искать
убежища в Албании, что способствовало социально-экономическому развитию
этой страны.


Албанские царские династии


Генеалогическую легенду о происхождении первой царской династии
Албании — Арраншахов (как называли себя албанские цари, от персидского
Арран — Албания и шах — царь, то есть царь Албании — сообщает Мовсес Каланкатуаци, пересказывая при этом Мовсеса Хоренаци. Суть её в том, что эпоним Албании Аран был назначен править этим районом армянским царем Валаршаком
(этническим парфянином, родоначальником армянских Аршакидов). Этот
Аран, согласно легенде, был потомком родоначальника соседней армянской
области Сюник, Сисака, который, в свою очередь, являлся потомком легендарного прародителя армян Айка (или Гайк, в западном варианте новоармянского литературного языка), а через него — сына Ноя Иафета. Легенда, таким образом, связывает происхождение албанской государственности с Великой Арменией, причём в первоначальном варианте (у Хоренаци) она просто рассматривает управляемые Арраншахами земли как часть Армении[74][75][76] Легенда, очевидно, поздняя и имеет книжное армянское происхождение; но труд Каланкатуаци
показывает, что она была распространена и в Албании. Тем не менее
ничего общего с действительностью она не имела, так как Хайк, Сисак и
Аран не были реальными лицами


Первая известная историографии царская династия, носившая титул
Арраншахи (Араншахики, Ераншахики), была местного происхождения.
Название Араншахик могло происходить как от имени эпонима Арана, так и
от этникона Аран.[79]
По мнению К. В. Тревер, «первые цари Албании несомненно являлись
представителями местной албанской знати из числа наиболее выдвинувшихся
племенных вождей. Об этом говорят и их неармянские и неиранские имена
(Оройс, Косис, Зобер в греческой передаче; как они звучали по-албански,
мы пока не знаем)»


Сменившая её династия Аршакидов была младшей ветвью парфянских Аршакидов и вместе с аршакидскими династиями соседних Армении и Иберии составляла пан-Аршакидскую семейную федерацию. Ранняя история династии неизвестна; согласно Мовсесу Каланкатуаци, основателем династии стал Санатрук, вождь маскутов,
но эта версия была опровергнута учеными. Историю династии ведут от её
первого известного представителя Вачагана I Храброго, родом из
исторической области Маскут, который являлся потомком вождей маскутов (массагетов), пришедших к власти в Кавказской Албании в I в. н. э.

3Кавказская Албания Empty Re: Кавказская Албания Ср Ноя 16, 2011 4:42 pm

Sabina
Sabina
Yoldan keçən
Сасаниды


Царь Урнайр, первым среди албанских царей принявший христианство и крестившийся в Армении ок. 370 г., был верным союзником Персии, и в награду за этот союз Албания получила свою долю при разделе Армении между Персией и Римом (387) — области Арцах, Утик и Шакашен. Именно в Утике, в следующем столетии, царь Вачэ построил город, который назвал в честь персидского царя Пероза Перозапат и который стал известен под названием Партав (позже Бердаа); впоследствии этот город стал столицей Албании.

Однако в дальнейшем Албания стала подвергаться всё более сильному
давлению Сасанидского Ирана — как политическому, так и религиозному
(принуждение к принятию зороастризма,
действительно имевшего корни в стране, особенно на ираноязычном
востоке). В частности, албанского царя Вачэ заставили перейти в
зороастризм, но он, впрочем, вскоре вернулся к христианству.


В результате в 450 г. албаны приняли участие в антиперсидском восстании, которое возглавил спарапет (главнокомандующий) персидской Армении Вардан Мамиконян и к которому примкнули также иберы. Первая крупная победа восставших была одержана именно в Албании, при городе Халхала (совр. Казах), который служил тогда летней столицей албанских (а ранее, армянских) царей. Затем, однако, восставшие были разгромлены в Аварайрской битве. В 457 г. царь Вачэ поднял новое восстание; в 461 г. самостоятельность Албанского царства была ликвидирована, и Албания стала марзпанством — провинцией (военно-административным округом) в составе Сасанидского государства.

Вновь вспыхнувшее восстание трёх закавказских народов, которое возглавили иберийский царь Вахтанг I Горгасал («Волчья Голова») и армянский спарапет Ваган Мамиконян (481484), заставило персов восстановить царскую власть в Албании. При царе Вачагане Благочестивом (487510)
проводится активная христианизация населения и вообще наблюдается
культурный подъём; по словам современного ему историка, он построил
столько церквей и монастырей, «сколько дней в году». Однако с его
смертью царская власть в Албании вновь была ликвидирована и заменена
властью персидских наместников — марзпанов. Впрочем, сохранились мелкие князья, происходившие из местной ветви парфянской династии Аршакидов.


Тем временем через Дербентский проход усилились набеги кочевых племён с севера. В 552 в Восточное Закавказье вторглись савиры и хазары.
После этого персидский шах Хосрой (531—579 гг.) развернул в районе
Дербента грандиозное фортификационное строительство, призванное защитить
его владения от новой волны кочевников. Знаменитые Дербентские
укрепления, построенные в 562—567 гг., перекрыли узкий проход между
Каспийским морем и Кавказскими горами, но всё же не стали панацеей от
нашествий. Так в 626 г. вторгшееся тюрко-хазарское войско под командованием Шада захватило Дербент и вновь разграбило Албанию.

4Кавказская Албания Empty Re: Кавказская Албания Ср Ноя 16, 2011 4:43 pm

Sabina
Sabina
Yoldan keçən
Михраниды, арабы и исламизация Албании


Во второй четверти VII века независимость Албании от сасанидских шахиншахов была на короткое время восстановлена. Албанию с 630 возглавили князья из династии Михранидов, ведшие свое происхождение от персидских Сасанидов, но быстро арменизировавшиеся[86].
Михраниды пришли к власти в результате почти поголовного истребления
правившего в Арцахе рода Ераншахиков в ходе борьбы между
арменизированными албанскими и армянскими феодальными родами за захват
сюзеренных прав над феодальной Албанией[51]. Вараз-Григор и сын его Джеваншир
становятся полунезависимыми владетелями; Джеваншир борется с персами,
но затем ему приходится объединить силы с Сасанидами в попытке
остановить арабское нашествие.


В эту эпоху получила развитие албанская письменность, созданная изобретателем армянской письменности Месропом Маштоцем в начале V в. Впрочем, армянский язык — язык двора и церкви — мало-помалу вытеснил собственно албанский в литературе. При Джеваншире
происходит новый (после Вачагана Благочестивого) всплеск культурной
жизни. Вскоре после гибели этого князя (убитого заговорщиками) была
составлена «История страны Алаунк», принадлежащая перу армянского историка, уроженца области Утик) Мовсеса Каганкатваци
(Каланкатуаци). Это — основной источник по истории Албании (др.-арм. Алуанк, нов.-арм. Агванк) . Этот памятник содержит также уникальный образец армянской поэзии — элегию-плач, сочинённый армянским поэтом-лириком 7 в. Давтаком Кертогом [96] на гибель Джеваншира (акростих на 36 букв армянского алфавита):


По всей земле пронеслась слава его,
Имя его долетело во все концы света,
Силу разума его и гениальную мудрость
Вся вселенная торжественно прославляла.


Император греческий и царь страны южной
Рады были узреть владетеля [Алуанка].
С радостными приветствиями принимали его,
Почестями и славой венчали его.


Но вот нежданно обрушилась беда.
Неотступный разврат предстал перед нами.
Прогневали Творца своими проступками,
И предал Он гибели правителя страны.


Удалились прочь хранители его.
Силы небесные покинули его,
Ибо Господь удалился в тот чёрный день,
Оставив его злодею на попрание


В VII—VIII веках через территорию Албании, сменяя друг друга, проходили хазары и арабы, боровшиеся за контроль над регионом.

В 654 войска Халифата, пройдя через Албанию, вышли за Дербент и атаковали хазарское владение Беленджер, однако сражение закончилось разгромом арабского войска, а хазары взимали дань с Албании и совершили несколько набегов.

Джеваншир несколько десятилетий пытался противостоять завоевателям, заключал союзы с хазарами и Византией, но в 667, перед лицом двойной угрозы со стороны арабов на юге и хазар на севере, признал себя вассалом Халифата, что стало поворотным пунктом в истории страны и способствовало её исламизации. В VIII в. большая часть населения Кавказской Албании была мусульманизирована Халифатом [97].

В 705 власть Мехранидов была полностью упразднена арабами.

С установлением династии Омейядов арабам удалось закрепиться в Закавказье, и с первых годов VIII века
начинается непрерывная череда арабо-хазарских войн. Успех сопутствовал
попеременно как той, так и другой стороне. Пограничной зоной между
противниками оставался Дербент.


В 716718, когда арабы осадили Константинополь, хазары вторглись в Восточное Закавказье, оттянув на себя часть арабских сил. В 730731Ардебиль в Южном Азербайджане (не путать с современным Азербайджаном), а отдельные отряды — до окрестностей Мосула. В 737 арабский полководец Мерван,
собрав 120-тысячную армию, одновременно через Дербент и Дарьял вторгся в
Хазарию. Его войска соединились под тогдашней хазарской столицей Семендер и взяли город. На этом вторжения хазар закончились.
состоялся самый масштабный набег хазар. Хазары дошли до города

5Кавказская Албания Empty Re: Кавказская Албания Ср Ноя 16, 2011 4:46 pm

Sabina
Sabina
Yoldan keçən
Распад Кавказской Албании на феодальные княжества


В раннем средневековье албанское население правобережья было частью
арменизировано, частью иранизировано, и хотя на албанском языке по
прежнему говорили в столице Барде и её окрестностях — в равнинном Утике, Албания к IXХ векам превратилась в историческое понятие.
Это понятие прилагалось в основной к западной части (междуречие Куры и
Аракса) раннесредневековой Албании, населенной в значительной степени
армянским населением и не идентичным к античной Албании. Для армянонаселенных областей запада бывшей Албании (на территории современного Нагорного Карабаха) топоним Албания/Арран[103] не имело какого-либо этнического содержания. Средневековый историк сообщает «страна армянская в гаварах Агванка» и «Страна Агванк, которую называют глубинной Арменией».


В середине IX века на юго-западе бывшей Албании образовалась армянское феодальное княжество Хачен с армянским населением. Армянский ]Сахл Смбатян, известный под арабизированным именем «Сахл ибн Сунбат ал-Армани» в течение нескольких десятилетий возглавляет Хаченское княжество. В 837 году он выдал арабам Бабека и за это получил титул «батрик ар-Рани». Его внук Григор,
именовавший себя также «Хамам» (арабская калька имени) и известный под
прозвищем «Барепашт» (арм. «Благочестивый»), около 893 г. получил
царский титул и, по словам Мовсеса Каганкатваци, «возобновил упраздненное царство Алуанка»
Однако после смерти Григора Хамама (около 897) его царство вновь
распалось. В 1003 г. земли по правому берегу Куры были поделены между
армянским царем Гагиком I и гянджинским
эмиром Фадлуном. В результате номинальный титул «царя Албании» перешёл к
армянской династии Кюрикидов — северной ветви армянских Багратидов,
царям Ташира и Дзорагета, которые в 1017 году объединили Парисос к своим владениям.
князь


С массовым переселени­ем тюрок-огузов
(начиная с XI в.) происходит тюркизация региона. Албанский этнос
исчезает окончательно, память об Албании остается только в
географическом названии «Арран» и в армянском «Албанском» (Агванском)
католикосате.

6Кавказская Албания Empty Re: Кавказская Албания Ср Ноя 16, 2011 4:49 pm

Sabina
Sabina
Yoldan keçən
Христианство как государственная религия





Албаны верили, что христианство в их землю занёс Елише (Святой Елисей), ученик апостола Фаддея, претерпевший там же мученичество. Фактически христианство стало государственной религией Албании в начале IV в., когда царь Урнайр был крещён в Великой Армении[124]Григорием. Григорий назначил епископом Албании и Иберии своего 15-летнего внука, Григориса, который, однако, вскоре был убит язычниками. просветителем этой страны св.

Находясь в каноническом единстве с Армянской церковью, Албанская церковь выступила против Халкидонского собора. На Вагаршапатском (491 г.) и Двин­ском (527 г.) соборах Армянской Апостольской Церкви, осудивших одновременно Халкидонский собор, Нестория и Евтихия
и ут­вердивших армянское исповедание, присутство­вали также агваны.
Халкидониты объявили ар­мян и их союзников, в том числе агван,
монофизитами, те же расценили Халкидонский собор как возврат к
несторианству.


Когда в 590 г. византийский император Маврикий,
захватив значительную часть Армении, учредил на своей территории
альтер­нативный армянский халкидонитский католикосат в Аване, Албанская
церковь не признала этого католикосата. По причине порабощенного
состояния Армении, глава Албанской церкви, прежде рукополагаемый
католикосом ААЦ, стал рукополагаться на месте (учреждение независимого
католикосата). Первым независимым католикосом был Абас, умерший в 596 году.


Существует мнение, что исходя из исторической ситуации, после раздела
Армянского католикоста в 594 году, в связи с более стабильным
положением Албанской церкви, в краткий период рубежа VI—VII веков два
сюникских митрополита, приняли епископское рукоположение в Албании .
Однако более подробный анализ исторических источников современными
исследователями показывает мало обоснованность и недостоверность данной
гипотезы.


В период арабского владычества, албанский католикос Нерсес Бакур
(688—704 гг.) попытался перейти в халкидонизм, признав таким образом
духовное начальство Константинополя, но был низложен великим князем
Албании Шеро и другими феодалами, оставшимися преданными Албанской
церкви, и проклят на поместном национально-церковном соборе 705 года.
Активное содействие сохранению единства Албанской церкви оказала
Армянская церковь, заручившаяся поддержкой арабской администрации,
которая опасалась усиления в регионе византийского влияния. На соборе
было объявлено о восстановлении канонического единства между двумя
церквями, и Албанский католикосат, вновь стал автономным престолом,
признающим первенство армянского католикоса.


Невзирая на практически полную ассимиляцию албанцев-христиан среди
армян, Автономный Албанский (Агванский) католикосат в составе ААЦ
(резиденция в Гандзасаре, исторически армянонаселенный Арцах (Нагорный Карабах)) просуществовал до 1836
г., затем был преобразован в митрополию, непосредственно подчинявшуюся
католикосу ААЦ. Армянский язык оставался богослужебным языком и для удин (потомков албан) до конца XX века.


Язык и письменность

Кавказская Албания 250px-Caucasian_albanian_stone_azerbaijan_mingechaur2Кавказская Албания Magnify-clip

Капитель колонны христианской церкви (VII в.)с надписью на албанском языке, найденная при раскопках в Мингечауре (Азербайджан)








Единственным известным языком Албании является агванский, иначе «гаргарейский», письмо для которого было, согласно Мовсесу Каганкатваци, создано Маштоцем при помощи албанского епископа Анания и переводчика Вениамина . Армянский писатель V века Корюн, автор «Жития Маштоца», сообщает, что агванский алфавит был создан Месропом Маштоцем, приезжавшим из Армении между 415 и 420 гг.] после христианизации этой страны:

<blockquote>
В это самое время приехал к нему некий иерей, алуанец по имени
Бениамин. Он (Маштоц) расспросил его, расследовал варварские слова
алуанского языка, затем своей обычной проницательностью, ниспосланной
свыше, создал письмена (для алуанцев) и милостью Христа успешно взвесил,
расставил и уточнил.


</blockquote>
Литературный албанский язык или общенародный язык койнэ так и не создались.

Хотя к X веку значительная часть разноязычного албанского населения
на правобережье Куры было арменизировано (процесс начался еще в
позднеантичное время, в период политической гегемонии Армении) либо иранизировано, арабские историки сообщают о том, что в округе Бердаа — в равнинном Утике, все ещё говорили на албанском языке В частности, Аль-Мукаддаси сообщал в 985:


<blockquote>
В Армении говорят по-армянски, а в Арране по-аррански; когда они
говорят по-персидски, то их можно понимать, а их персидский язык кое в
чем напоминает хурасанский.


</blockquote>
А Ибн Хаукаль писал в 978:

<blockquote>
для многих групп населения в окраинах Армении и прилежащих стран
существуют другие языки <чем персидский и арабский>, как армянский
— для жителей Дабиля и области его, а жители Берда’а говорят
по-аррански .


</blockquote>
По данным современной лингвистики, агванский был предком современного удинского языка. Однако в конце концов он так и не стал общеалбанской лингва франка, он был широко распространён до XXII веков на левобережье Куры (современный северный Азербайджан, восточная Грузия и часть южного Дагестана), после чего постепенно вытеснялся тюркскими диалектами, армянским и грузинским языками].

Литературный албанский язык и тем более албанский общенародный язык
койне так и не создались. Хотя и распространялся среднемидийский и за
счёт сасанидских переселенцев с юга — среднеперсидский, ни один из них
так и не стал в Албании общенародным; им уже в средние века стал тюркский азербайджанский.

7Кавказская Албания Empty Re: Кавказская Албания Ср Ноя 16, 2011 4:53 pm

Sabina
Sabina
Yoldan keçən
Агва́нский, или кавка́зско-алба́нский, язы́к язык Кавказской Албании, один из нахско-дагестанских языков, вымерший к настоящему времени. Был широко распространён до XXII веков на левобережье Куры (современный северный Азербайджан, восточная Грузия и часть южного Дагестана), после чего постепенно вытеснялся тюркскими диалектами, армянским и грузинским языками.

Самоназвание:Страны:Официальный статус:Вымер:КлассификацияКатегория:Письменность:Языковые кодыISO 639-1:ISO 639-2:ISO 639-3:
Агванский
неизвестно

Кавказская Албания (Азербайджан, Грузия)

Кавказская Албания

XIII век, возможно развился в удинский язык

Языки Евразии

Северокавказская надсемья

Нахско-дагестанская семья
Лезгинская ветвь

агванское письмо







Квалифицируется обычно как ранний вариант удинского языка. Фонологическая система была, вероятно, близка к системе современного удинского языка (в пользу чего говорит, например, наличие фарингализованных гласных).
Использовалось агванское письмо. Известны эпиграфические памятники VIVIII вв., глоссы в армянских источниках и 2 палимпсеста предположительно VII века [2] , найденные Зазой Алексидзе в Синайском монастыреи подтверждающие предположение о том, что агванский язык отражает древнюю форму удинского языка.Вольфгангом
Шульце в 2001 году была сделана опытная интерпретация части текста
палимпсеста с точки зрения его древнеудинского происхождения.

Литературный албанский язык или общенародный язык койнэ так и не создались


Кавказская Албания 397px-Alban-script

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения